Услуги Tele2 остаются самыми дешевыми среди федеральных мобильных операторов

Кто на втором месте – зависит от активности абонента
ComNews провел это исследование федеральных операторов в России/ Е. Кузьмина/ Ведомости

Самым дешевым федеральным оператором в России в сентябре 2015 г. являлся «Т2 РТК холдинг» (работает под брендом Tele2), следует из отчета ComNews Research (см. график). А вот следующий за ним оператор «большой тройки» меняется в зависимости от профиля потребления абонентами услуг связи.

Набор месячных услуг, когда абонент нечасто звонит (в среднем 40 звонков в месяц) и посылает sms (60 сообщений), а также совсем не пользуется интернетом, ComNews назвал «малой корзиной». Для таких абонентов самым дешевым оператором «большой тройки» в среднем по стране была МТС (107 руб. в месяц), а самым дорогим – «Вымпелком» (130,5 руб. в месяц).

Для абонентов со средним уровнем пользования услугами связи (около 160 звонков, 140 sms и 1 Гб трафика в месяц) самым выгодным оператором из «большой тройки» оказался «Мегафон» (251 руб.), а «Вымпелком» и МТС дороже – 300 руб. в месяц.

Наконец, пользователями «дорогой корзины» аналитики ComNews Research считают абонентов, совершающих в месяц 300 звонков, посылающих 225 sms и использующих 3 Гб трафика. Для них самым дешевым федеральным оператором был «Вымпелком» (317,99 руб. в месяц), а самым дорогим – «Мегафон» (409 руб.).

Дорогие и дешевые регионы

Самая низкая стоимость малой корзины (86,7 руб.) была зафиксирована в Республике Тыва, а средней и большой – в Иркутской области (190,2 и 293,1 руб. соответственно). Самая высокая стоимость дешевой корзины (176 руб.) в Забайкальском крае. В Чукотском автономном округе самая высокая стоимость средней (660 руб.) и дорогой корзины (3000 руб.).

ComNews проводит это исследование каждый год, но в этом году аналитики изменили методику расчета корзин, существенно увеличив входящие в них пакеты услуг. Это вызвано бурным ростом покрытия широкополосных мобильных сетей 3G/4G и широким использованием операторами пакетных тарифов, объясняется в отчете. Таким образом, по результатам исследования нельзя сделать вывод, как изменилась стоимость сотовой связи в России по сравнению с прошлым годом, предупреждает руководитель исследований ComNews Research Евгений Евдокименко. Он также подчеркивает, что речь в исследовании идет не о реальном ARPU (средней выручке в расчете на одного абонента) операторов, а о стоимости фиксированного набора услуг в соответствии с уровнем потребления.

Несмотря на существенный рост входящего в самую дешевую корзину набора услуг, ее стоимость в среднем по регионам осталась на уровне прошлого года, а стоимость средней и дорогой корзины выросла, но незначительно, отмечает он. Операторы пытаются увеличить свои рублевые доходы за счет резкого увеличения количества предоставляемых абоненту минут и мегабайтов, объясняет Евдокименко.

Мнения операторов об исследовании разделились. Tele2 с ним полностью согласна, низкие цены – это одна из ключевых особенностей Tele2, которая всегда выдерживает ценовой разрыв с конкурентами, подтвердил представитель оператора Константин Прокшин.

«Исследование не выдерживает никакой критики», – утверждает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Наполнение корзин не соответствует фактическому потреблению клиентов оператора: количеству звонков, их продолжительности, количеству sms и потреблению интернета. Профиль потребления услуг связи во всех корзинах крайне ограничен и не соответствует текущим потребностям клиентов мобильной связи в России, считает она.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников отмечает, что «любые исследования с непрозрачными параметрами создаются для манипуляции общественным мнением» и могут не учитывать реальных потребностей абонентов. Он настаивает, что именно у МТС самая дешевая средняя стоимость минуты разговора среди абонентов «большой тройки».

Представитель «Мегафона» также назвал исследование некорректным, так как оно не учитывает тарифные опции, которыми пользуется большинство абонентов оператора.