Сеть салонов МТС стала крупнейшей по числу торговых точек

Но по эффективности она пока отстает от рынка
Сеть салонов МТС обошла «Евросеть» по числу торговых точек и стала крупнейшей в России. Правда, по эффективности она пока отстает/ Е. Разумный/ Ведомости

Сеть фирменных салонов МТС стала крупнейшим продавцом устройств связи в России по количеству точек, обогнав «Евросеть», «Связной» и сети салонов «Мегафона» и «Вымпелкома». Открыв с июля по сентябрь почти 300 магазинов, она расширила свою розничную сеть более чем на 6% до 4695 салонов, включая 1550 работающих по франшизе, следует из отчета компании за III квартал. Новые точки открываются в основном в Москве и других миллионниках, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. К концу 2015 г., по его словам, магазинов будет уже 5000.

До сих пор бессменным лидером по числу магазинов являлась «Евросеть». В конце III квартала у нее было 4500 салонов, сказала представитель «Евросети» Ульяна Смольская, добавив: общее количество розничных точек в последние три квартала почти не меняется. У «Связного» в конце сентября было 2900 салонов, говорит его представитель Мария Заикина. Сеть «Вымпелкома», по словам его пресс-секретаря Анны Айбашевой, в III квартале сократилась на 34 магазина до 3716, из которых 2339 работают по франшизе. У «Мегафона» в последние месяцы прибавилось несколько десятков торговых точек, сейчас их 2083, а с учетом франчайзи – более 4500, говорит представитель оператора.

МТС открывает магазины, не только чтобы продать больше устройств с поддержкой интернет-доступа (и, соответственно, заработать на нем – к этому сводилась цель изначально), но и чтобы качественнее обслуживать клиентов, объясняет Солодовников. Еще в апреле 2015 г. МТС приблизила цены смартфонов к себестоимости и отменила комиссии на некоторые финансовые услуги, а в октябре удешевила еще и аксессуары. В результате посещаемость салонов выросла в 1,5 раза (с момента апрельского снижения цен), и новые точки продаж призваны разгрузить давно работающие салоны.

Доходы МТС от торговли смартфонами и аксессуарами взлетели в III квартале 2015 г. на 58,8% к уровню годичной давности; теперь это 12% всей российской выручки оператора. Но продажа устройств – бизнес низкомаржинальный, и прибыльность МТС просела. В частности, OIBDA в России сократилась на 2,1%, а рентабельность по OIBDA – на 3 п. п. до 42,8%.

Любой крупный ритейлер при желании способен открыть множество салонов, но это имело смысл делать раньше, выходя на новые, свободные рынки, считает вице-президент по финансам «Евросети» Дмитрий Мильштейн. Когда-то и у «Евросети» было более 5000 магазинов, но сейчас лидерство определяется не количеством договоров аренды, а эффективностью каждого торгового места, уверен Мильштейн: «Салоны, которые сейчас вырастают как грибы, в недалеком будущем могут закрыться».

МТС оказалась вынуждена интенсивно развивать свою розничную сеть, лишившись независимых партнеров. Весной 2014 г. она расторгла контракт с «Евросетью» – вскоре после того, как паритетное владение этим ритейлером окончательно оформили конкуренты, «Мегафон» и «Вымпелком». МТС обвинила «Евросеть» в занижении продаж ее контрактов и ушла. Год спустя она предъявила похожие претензии «Связному», с которым много лет активно сотрудничала. МТС сочла, что со сменой основного владельца «Связного» (им в конце 2014 г. стал Олег Малис, брат президента «Евросети») изменилось и отношение ритейлера к ней.

Открытие одного салона связи Заикина из «Связного» оценивает примерно в 1,5 млн руб. – значит, на 300 салонов МТС потратила около 0,5 млрд руб. Новые салоны повышают количество подключений, но не качество привлекаемых абонентов, считает Заикина. Своя розничная сеть может быть более эффективной, возражает аналитик «Уралсиба» Константин Белов: сотрудники фирменных салонов дадут покупателю больше информации о продукте, предложат больше сервисов, ведь у них не возникает конфликта интересов. Через собственные салоны операторам удается подключать более «качественных» абонентов, подтверждает и партнер AC&M Consulting Антон Погребинский.

Большая розничная сеть поможет МТС поддерживать количество подключений на близком к конкурентам уровне, согласен аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. С другой стороны, много салонов – еще не гарантия хороших продаж sim-карт, продолжает он: важны покупательский трафик, места расположения точек, в конечном счете – эффективность. Сумма среднего чека в магазинах МТС выросла за год на 12%, говорит Солодовников, но признает: она по-прежнему ниже, чем в среднем по рынку (5419 и 7084 руб. соответственно). А численность активных российских sim-карт у МТС выросла в III квартале (год к году) на 1,5 млн – чуть меньше, чем у конкурентов (+2 млн у «Мегафона», +1,8 млн у «Вымпелкома»).