LetterOne Михаила Фридмана может остаться в стороне от сотового слияния в Бразилии

Одна из сторон – TIM Participacoes не видит необходимости в участии россиян
Предложение Михаила Фридмана вложить $4 млрд в бразильского оператора Oi может остаться безответным/ Павел Смертин/ ТАСС

Бразильские сотовые операторы Oi и TIM Participacoes начали переговоры о слиянии, сообщило агентство Reuters со ссылкой на несколько источников. В этой сделке рассчитывала поучаствовать и инвестиционная группа LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева. Осенью 2015 г. Oi сообщила, что LetterOne предложила внести в ее капитал до $4 млрд – тогда в случае объединения с TIM Participacoes акционеры Oi могли бы рассчитывать на более крупный пакет в объединенном операторе. Консультант Oi считает предложение LetterOne стоящим, говорят источники Reuters, но Telecom Italia – крупнейший акционер TIM Participacoes не видит необходимости вовлекать в сделку россиян.

Владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков много лет мечтал о выходе на растущий рынок мобильной связи Индии. Еще в 2005 г. «Система» сообщала, что подумывает о покупке 49% индийской Aircel – в то время шестого сотового оператора в стране. Было подписано предварительное соглашение, но сделка не состоялась. Вместо этого АФК приобрела в 2007 г. маленького индийского оператора SSTL (менее 1% рынка), инвестировала в него более $3 млрд, долго боролась в индийских судах за частоты, а в 2015 г. договорилась об объединении SSTL с Reliance, в котором получит около 6%.

Есть отрасли, в которых даже очень успешным локальным игрокам тяжело выходить на международную арену, констатирует аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович. Телеком – одна из них. Это высококонкурентные рынки, отличающиеся друг от друга и технологиями, и потребительским поведением, важен и административный ресурс, перечисляет Венгранович. Но неудачи преследуют не только россиян, обращает он внимание: например, Walmart так и не смогла выйти в Россию.

Слияние с конкурентом помогло бы Oi расплатиться по долгам, которые в последние годы неуклонно росли – с 8,1 млрд реалов в 2011 г. до 54,2 млрд реалов ($13,9 млрд по нынешнему курсу) на конец июня 2015 г. Эта сумма превосходит всю выручку Oi за 2014 г. (28,25 млрд реалов, или $7,26 млрд). Представитель Oi отказался от комментариев. Запросы «Ведомостей» в TIM и LetterOne остались без ответа.

Российские предприниматели неоднократно задумывались об инвестициях в крупные зарубежные телекоммуникационные активы, но им редко сопутствовал успех.

Второй и четвертый

Oi, один из крупнейших в Бразилии операторов фиксированной связи, на рынке мобильной связи только четвертый: из 280 млн бразильских абонентов он обслуживает, по данным информационного портала Teleco, только 17,8%. TIM Participacoes – второй сотовый оператор в Бразилии (26,21%) и жемчужина в короне Telecom Italia, обеспечивающая около трети ее доходов.

Сама «Альфа-групп» (прежнее название LetterOne) несколько лет боролась за контроль над турецким оператором Turkcell. В ноябре 2005 г. она одолжила мажоритарному владельцу Turkcell – турецкой группе Cukurova $1,7 млрд под залог 51% их совместного предприятия Cukurova Telecom Holdings (CTH), а другие 49% приобрела за $1,59 млрд. Пять месяцев спустя «Альфа» потребовала досрочного возвращения кредита, положив начало продолжительным судебным разбирательствам. В этом году лондонский арбитраж, в частности, должен решить, была ли LetterOne вправе запускать «русскую рулетку» – предлагать Cukurova выкуп ее доли по произвольной цене ($2,8 млрд за 51% CTH), чтобы та либо согласилась, либо сделала встречное предложение по такой же оценке.

Всерьез думала «Система» и о Deutsche Telekom, признавался Евтушенков в интервью Der Spiegel. Но власти Германии не дали согласия, и сделка не состоялась.