«Мосгортранс» начал размещать рекламу на автобусах и трамваях без посредников

Госкомпания по сих пор судится со своим прежним продавцом рекламы
До сих пор «Мосгортранс» отдавал под рекламу лишь небольшую часть своих автобусов
До сих пор «Мосгортранс» отдавал под рекламу лишь небольшую часть своих автобусов / С. Портер / Ведомости

Государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» не будет проводить новый конкурс среди операторов наружной рекламы – компания решила размещать рекламу на троллейбусах, автобусах и трамваях самостоятельно, сообщил «Ведомостям» представитель предприятия.

Последние четыре года рекламу на московском наземном транспорте продавал по контракту с «Мосгортрансом» оператор «Бульварное кольцо». В 2011 г. эта компания выиграла конкурс «Мосгортранса». При стартовой цене лота в 442 млн руб. «Бульварное кольцо» предложило в 5 раз больше – 2,16 млрд руб. По условиям договора компания должна была перечислить «Мосгортрансу» в 2011 г. 13% от суммы контракта, в 2012 г. – 16%, в 2013 г. – 20%, в 2014 г. – 24%, в 2015 г. – 27%. Для сравнения: по расчетам «Эспар-аналитик», за весь 2010 год рекламодатели заплатили за размещение объявлений на бортах московского транспорта менее 200 млн руб.

В 2013 г. «Бульварное кольцо» стало задерживать платежи по договору, а к концу 2014 г. оператор перестал платить совсем. В начале 2015 г. «Мосгортранс» расторг контракт с этой компанией и потребовал через суд возместить 470 млн руб. невыплаченных платежей. Разбирательство продолжается до сих пор (см. врез).

Прошлым летом «Мосгортранс» провел новый конкурс, но получил только одну заявку на участие – от «Транзит медиа групп Северо-Запад» (TMG). Но и эта компания в итоге не была допущена к торгам из-за нарушений в поданных документах. Стартовая стоимость лота тогда составила втрое меньше суммы контракта «Бульварного кольца» – 840 млн руб. за пять лет.

Иск рассмотрят заново

«Мосгортранс» проиграл тяжбу в первой инстанции: суд постановил взыскать с ГУПа 444 млн руб. в пользу «Бульварного кольца». Оператор доказал суду, что ГУП не выполнил условия договора и предоставлял под рекламу не все свои машины. Апелляция поддержала это решение. Во вторник, 12 января, Арбитражный суд Москвы отменил эти решения и отправил дело на пересмотр.

После этого ГУП попытался договориться с рекламодателями напрямую. В частности, осенью на автобусах ГУПа появилась реклама каналов холдинга CTC Mediа, рассказали «Ведомостям» несколько участников рынка. По их словам, компания закупала рекламу напрямую у ГУПа. Пресс-секретарь CTC Media Игорь Иванов подтвердил «Ведомостям», что такая кампания проводилась.

Но совсем без помощи рекламных компаний ГУП не обошелся. «Мосгортранс» договорился с «Нью-тон», что это рекламное агентство будет предлагать своим клиентам размещение на столичном транспорте, говорит представитель ГУПа. Это не эксклюзивный договор, аналогичные соглашения есть и с другими агентствами, названия которых он не уточняет. Гендиректор «Нью-тон» Вячеслав Сидоренков факт соглашения с «Мосгортрансом» подтвердил. Агентство, по его словам, уже договорилось о размещении с Московским цирком на Цветном бульваре, жилым комплексом «Белые росы» и брендом одежды Finn Flare.

Исполнительный директор «Нью-тон» Овик Саркисян говорит, что будущие доходы «Мосгортранса» зависят во многом от того, какую часть парка из 7500 машин предприятие отдаст под рекламу. До сих пор ГУП позволял клеить рекламные объявления в среднем лишь на 1000 автобусов или троллейбусов из-за опасений повредить окраску новых кузовов машин. В любом случае, продавая рекламу самостоятельно, «Мосгортранс» заработает на размещении рекламы в 1,5 раза больше, чем получал от эксклюзивного партнера, рассуждает Саркисян.

«Возможно, «Мосгортрансу» было бы и проще работать с одной компанией на эксклюзивном договоре, – говорит гендиректор рекламного агентства «Мартин Иден» Антон Зезин, – но практика показывает, что победители подобных тендеров переоценивают возможности, существенно завышают реальную стоимость контрактов и в результате не могут выполнить обязательства».

Пока у «Мосгортранса» не выстроена система продаж, на стагнирующем рынке привлечь большое количество рекламодателей будет сложно, поэтому ГУПу эффективнее было бы работать через подрядчика, не согласен гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин.