Комитет по печати за 2015 год демонтировал почти 12 000 рекламных конструкций

Штрафы бизнесу за незаконно установленные вывески составили 46,2 млн рублей
Законодательство позволяет штрафовать компании за самовольную установку и эксплуатацию вывесок/ Е. Егоров/ Ведомости

Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации совместно с петербургскими ГУП «Городской центр размещения рекламы» и ГКУ «Городская реклама и информация» в 2015 г. демонтировали 11 918 рекламных конструкций, в том числе 11 крышных, сообщил комитет. Более 80% демонтажей – это конструкции на фасадах и зданиях на частных территориях, к примеру вывески на ресторанах, магазинах и т. д., объясняет председатель комитета по печати Сергей Серезлеев. В 2014 г. было демонтировано более 12 000 конструкций, уточнил он.

Основной вектор работы комитета на этот год – демонтаж вывесок, которые создают информационный шум в городе, говорит Серезлеев. В 2015 г. было составлено 2887 протоколов о привлечении к административной ответственности за незаконную установку конструкций и вывесок на 46,2 млн руб., в 2014 г. – на 13,7 млн руб., следует из сообщения комитета. На 2016 г. стоит задача довести штрафные санкции до 100 млн руб., говорит Серезлеев.

В июне 2015 г. Законодательное собрание Петербурга приняло поправки «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», ужесточающие ответственность за размещение вывесок и информационных конструкций на фасадах зданий без разрешения. Изменения позволяют штрафовать бизнесменов не только за самовольную установку информационных вывесок, но и за их эксплуатацию. Штраф для юридических лиц составляет от 30 000 до 100 000 руб.

Реклама устояла

По итогам 2015 г. платежи от операторов наружной рекламы за использование участков под размещение конструкций составят 900 млн руб., прогнозировал Серезлеев осенью. Операторы выполнили свои обязательства и полностью рассчитались с бюджетом, поэтому их конструкции сохранились, объясняет Серезлеев. Добиться платежей помог мораторий на демонтаж конструкций, объявленный администрацией города в конце 2014 г., главное условие – отсутствие задолженности по оплате за пользование участками.

Компании активно оспаривают в арбитраже постановления о привлечении к административной ответственности за размещение вывесок. Сеть кофеен «Кофе хауз» в 2015 г. подала более 37 исков к комитету по печати. По восьми искам суд первой инстанции вынес решения в пользу комитета. ООО «Агроторг» (торговая сеть «Пятерочка») подало около десятка исков о признании незаконными постановлений комитета о штрафах от 30 000 до 50 000 руб. за самовольную установку вывесок и консолей. В некоторых случаях суд вставал на сторону компании и признавал незаконным решение чиновников.

ООО «Амрест» (управляет ресторанами Pizza Hut, KFC и др.) в конце прошлого года подало к комитету по печати около 20 исков. По одному из них суд отказал компании, посчитав, что Смольный законно наложил штраф в 30 000 руб. за незаконно установленную настенную вывеску (световой короб) Рizza Hut. Как следует из материалов дела, «Амрест» подавал документы в комитет для получения разрешения до того, как чиновники приняли постановление о нарушении, но суд не принял эти доводы – подавать документы необходимо до установки конструкции, следует из решения. В 2015 г. комитет выдал 10 091 разрешение на установку объектов для размещения информации, говорится в его сообщении.

Ранее требования к конструкциям были не такими жесткими, но в казне не хватает средств, поэтому чиновники усиливают рейды, ищут нарушения и собирают со всех, в том числе и с малого бизнеса, считает представитель одной из компаний, которая судится с комитетом. Несмотря на суммы штрафов, для бизнеса сейчас и это много, никто не хочет терять деньги, объясняет он обращения в суд.

Пострадали от демонтажей и адресные сети крупных операторов наружной рекламы. Договоры на все рекламоносители, установленные в Петербурге, истекли. Комитет по печати в конце 2014 г. начал кампанию по их демонтажу. В начале 2015 г. у операторов были демонтажи, но со второй половины года сносы конструкций прекратились, вспоминает директор по маркетингу «Волгобалт медиа» Дмитрий Ганибалов (см. врез).