РЖД может отказаться от программных продуктов SAP

Миграция на российский софт может обойтись монополии в миллиарды рублей
По данным сотрудника крупного IT-партнера монополии, РЖД – один из крупнейших в мире заказчиков SAP/ AP

На минувшей неделе в РЖД состоялось совещание на тему возможного перехода с программ SAP на отечественные решения, рассказал «Ведомостям» человек, близкий к РЖД, и подтвердил источник в руководстве крупного российского IT-партнера монополии. По словам обоих, РЖД может полностью отказаться от продуктов немецкого разработчика: принято стратегическое решение о миграции с SAP на российское программное обеспечение (ПО).

Еще два руководителя IT-компаний знают, что РЖД уже некоторое время думает об отказе от SAP. По данным сотрудника крупного IT-партнера монополии, продуктами SAP в РЖД оборудовано около 220 000 рабочих мест, российская монополия – один из крупнейших в мире заказчиков SAP. С последним согласен собеседник «Ведомостей» еще в одном IT-партнере РЖД. 13 января «Интерфакс» сообщал, что платформа SAP используется финансово-экономическим блоком РЖД (около 200 000 пользователей) и блоком управления персоналом (125 000).

Замена столь масштабной системы может обойтись РЖД, по оценке руководителя одной из российских IT-компаний, более чем в 10 млрд руб. и займет около пяти лет. Если делать все постепенно, то проект реален, считает он. Топ-менеджер IT-партнера РЖД, напротив, полагает, что поменять SAP будет непросто. Во-первых, ее продукты глубоко интегрированы в структуру предприятия, а во-вторых, у РЖД хорошие финансовые условия от SAP.

SAP для государства

3,7 млрд руб. потратили госкомпании на покупку продуктов SAP в первой половине 2015 г., по данным Национального рейтинга прозрачности закупок. У госорганов аналогичные расходы составили 1,1 млрд руб. Сама SAP выручку в России не раскрывает

По информации сотрудника одного из IT-партнеров РЖД, использование продуктов SAP обходится ей в десятки миллионов евро в год. Курс для расчетов с российскими клиентами SAP зафиксировала в июле 2015 г. на уровне 58,8 руб./евро и о его изменении не объявляла.

РЖД рассматривает возможность внедрения отечественных систем управления предприятием, чтобы заместить импорт, сэкономить и диверсифицировать поставщиков ПО, сказал «Ведомостям» представитель компании. В этом году РЖД создаст лаборатории, чтобы оценить перспективы сотрудничества с такими отечественными разработчиками, как «Галактика» и 1С: оценит производительность, масштабируемость, функционал, стоимость владения российским софтом – и тогда примет решение, обещает он.

Наиболее вероятным претендентом на контракт с РЖД руководитель крупной российской IT-компании считает 1С. Ее представители присутствовали на совещании в РЖД на прошлой неделе, говорит близкий к РЖД собеседник «Ведомостей». Руководитель отдела 1С Алексей Харитонов не стал комментировать «встречи и переговоры», сказав только, что о внедрении продуктов 1С задумываются многие крупные организации. Представитель «Галактики» говорит, что ее сотрудники тоже были на совещании в РЖД, но что там обсуждалось, не рассказывает.

С 1 января 2016 г. в России действует закон, ограничивающий российские госорганы в закупках иностранного ПО. Ведомства, желающие приобрести заграничный софт, сначала должны убедиться в отсутствии российского аналога (для этого создан специальный реестр) или доказать, что этот аналог им не подходит. А в декабре 2015 г. президент России Владимир Путин во всеуслышание поддержал идею российских IT-компаний ограничить госзакупки иностранного софта еще и для госкомпаний. Аналогичное мнение высказал министр связи Николай Никифоров. Минкомсвязи прорабатывает этот вопрос, говорит его представитель.

Поддержка этой идеи президентом и побудила РЖД задуматься над импортозамещением SAP, уверен один из российских IT-руководителей. С ним согласен собеседник «Ведомостей» в IT-партнере РЖД.

Представитель SAP отказалась от комментариев.