Российские провайдеры интернет-ТВ (IPTV) установили рекорд по количеству новых подключений

При этом количество абонентов кабельного ТВ впервые сократилось
По данным «ТМТ-консалтинга», кабельное ТВ сейчас наиболее популярная технология телепросмотра - на нее приходится 46% подключений к платному ТВ российских домохозяйств/ PIXABAY

Количество абонентов IPTV в России в 2015 г. год к году увеличилось на 20,2% до 5,52 млн подписчиков, следует из отчета "ТМТ консалтинга". При этом количество абонентов платного ТВ в целом увеличилось на 3,7% (до 39,4 млн) против 8,6% годом ранее.

IPTV и в 2014 г. было самым быстрорастущим сегментом рынка платного ТВ в России (рост его абонентской базы составил тогда 23%), уточняет аналитик «ТМТ-консалтинга» Елена Крылова. Но в 2015 г. в абсолютном выражении прирост абонентской базы IPTV впервые сравнялся с приростом количества подписчиков спутникового ТВ - количество зрителей и в том, и в другом случае увеличилось на 0,9 млн, подчеркивает она. По слова Крыловой, в 2014 г. операторы IPTV подключили 0,5 млн абонентов, а спутникового ТВ - 1,8 млн абонентов.

В Москве в 2015 г. на IPTV МГТС пришлось 48% новых подключений к услугам платного ТВ (за год количество его пользователей выросло на 4% до 5,8 млн), продолжает Крылова. Это связано с активным подключением телезрителей к новой оптиковолоконной сети GPON МГТС, отмечает она. В 2015 г. база абонентов платного ТВ МГТС выросла на 46% до 0,35 млн, отмечает Крылова. По ее подсчетам, в целом по России подавляющее большинство подключений к IPTV пришлось на «Ростелеком» - его база подписчиков интернет-ТВ в 2015 г. выросла чуть менее чем на 0,6 млн до 3,3 млн. Модернизируя каналы связи и строя новые, оператор идет в города и села, где раньше не было интернета и никакого платного ТВ, кроме спутникового, говорит она.

По данным «ТМТ-консалтинга», кабельное ТВ сейчас наиболее популярная технология телепросмотра - на нее приходится 46% подключений к платному ТВ российских домохозяйств. Далее следует спутниковое ТВ (40%) и IPTV (14%).

Рост спроса на IPTV стал одной из причин падения спроса на классическое кабельное ТВ, считает Крылова. В 2015 г. этот сегмент впервые продемонстрировал отток абонентов: их количество сократилось на 1,5%, следует из отчета «ТМТ-консалтинга». Доля кабельного телевидения в структуре абонентской базы платного ТВ снизилась на 3 п. п., доли IPTV и спутникового ТВ выросли соответственно на 2 п. п. и 1 п. п., говорится в нем.

В 2015 г. абонентская база IPTV «Искрателекома» выросла на 100%, интернет-ТВ смотрят 20% его абонентов, рассказывает гендиректор оператора Алхас Мирзабеков. Он ожидает, что к концу 2016 г. проникновение услуги на его сети превысит 30%. По его словам, средний доход на абонента в месяц (ARPU) у пользователей IPTV на 7-8% выше, чем у обычных пользователей ШПД. Постепенно пользователи меняют свои телевизоры на более современные, в том числе Smart TV, и спрос на качественный контент, в первую очередь HD, постоянно растет, отмечает Мирзабеков.

По мнению Мирзабекова, рост спроса на услуги IPTV также связан с кризисом. Для многих пользователей стали недоступны путешествия, активный отдых, рестораны и их место занимает телесмотрение, считает он. Соответственно, те, кто раньше пользовался только широкополосным доступом (ШПД), подключают в дополнение к нему телевидение.

В кризис заметна переориентация пользователей на домашние развлечения, согласен представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. Подписка даже на премиальный пакет телеканалов по цене сопоставима с парой билетов в кинотеатр, но при этом они будут доступны круглосуточно и всем членам семьи, рассуждает он. По словам Костарева, также IPTV делают привлекательным дополнительные интерактивные сервисы. В III квартале 2015 г. абонентская база IPTV «Ростелекома» выросла год к году на 24,7%, рассказывает Костарев. Рост связан с активным строительством оптических линий связи, которые по состоянию на декабрь 2015 г. были проложены до 30 млн домохозяйств, отмечает он. По его прогнозу, в 2016 г. рынок IPTV также будет расти быстрее рынка платного ТВ в целом.

У IPTV есть много преимуществ перед классическим аналоговым кабельным ТВ: оно позволяет подписчикам смотреть телеканалы в HD-качестве и пользоваться интерактивными сервисами по управлению контентом, говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова. Доступна абонентам IPTV и услуга multiscreen (один и тот же контент можно смотреть на широком телевизионном экране, ПК и мобильных устройствах). В то же время тарифы на IPTV сопоставимы с тарифами на кабельное ТВ - поэтому МГТС ожидает дальнейшего роста абонентской базы интернет-телевидения, подчеркивает Мартьянова.