В ФАС подали жалобу на аукцион метрополитена по выбору рекламного подрядчика

Торги столичной подземки приостановлены до рассмотрения жалобы антимонопольной службой
В ФАС подали жалобу на аукцион метрополитена по выбору рекламного подрядчика/ А. Махонин/ Ведомости

В Федеральную антимонопольную службу (ФАС) подали жалобу на действия ГУП «Московский метрополитен» при проведении аукциона по выбору рекламного подрядчика, следует из аукционной документации на сайте для размещения информации о проведении торгов. До рассмотрения жалобы по существу торги приостановлены, говорится в документе.

Жалоба была подана 24 февраля компанией «Медиа партнер». ФАС рассмотрит обращение 1 марта. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 2 марта.

Метрополитен объявил аукцион на поиск рекламного подрядчика 30 января. Победитель аукциона получит право размещать рекламу в метро в течение десяти лет. За это время он должен будет выплатить столичной подземке минимум 17,9 млрд руб., говорится в конкурсной документации. В первый год ему предстоит заплатить 5% общей стоимости договора (или 900 млн руб., если стартовая цена не изменится), во второй – 7% (1,25 млрд руб.), а в остальные – платить по 11% (1,97 млрд руб.). Метрополитен имеет право индексировать стоимость договора на уровень инфляции.

Спустя две недели после объявления аукциона метрополитен резко изменил условия аукциона, повысив размеры банковской гарантии. Теперь в первый год работы победитель тендера должен будет предоставить банковскую гарантию на 8% от всей стоимости договора, т. е. минимум 1,4 млрд руб. (если стоимость лота не повысится), во второй – 6% (более 1 млрд руб.), в оставшиеся – по 2% (351 млн руб.). Изначально предполагалось, что победитель предоставит гарантию на 2,5% от итоговой цены лота (439 млн руб.) однажды и на весь срок действия договора. Также метрополитен продлил срок приема заявок до 2 марта и перенес дату торгов с 11 на 15 марта.

До 2010 г. рекламу в метро продавала компания «Олимп»: в 2010 г. она заплатила метрополитену 730 млн руб., всего заработав за это время, по собственным данным, около 2,5 млрд руб. С 2011 г. метрополитен выбирает рекламных подрядчиков на аукционе. Тогда подрядчиком предприятия стала фирма «Авто селл», «дочка» автохолдинга «Гема», обязавшаяся заплатить 14 млрд руб. за пять лет. В конце 2014 г. у нее возникли сложности с платежами, метрополитен расторг договор и подал иск к оператору, потребовав свыше 1,1 млрд руб. по договору, а также пени (всего «Авто селл» заплатила по контракту около 11 млрд руб. – «Ведомости»). В декабре 2015 г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск метрополитена к «Авто селл», компания оспорила его.

В 2012 г. департамент СМИ и рекламы Москвы отменил аукцион по установке афишных стендов после того, как участники рынка подали жалобу в ФАС. В 2013 г., когда департамент разыграл большую часть мест под установку рекламных конструкций в Москве, участники рынка также подавали более 20 жалоб в антимонопольную службу, но тогда аукцион так и не отменили. Большую часть жалоб рекламщиков ФАС отклонила, а часть рассмотрела уже после проведенного аукциона.

Сейчас на условия аукциона метрополитена пожаловалась компания ООО «Медиа партнер». По данным «Спарк-Интерфакса», в Москве зарегистрировано более пяти компаний с таким названием. Одна из них — это головная структура, которая владеет "Рейлвей медиа", "АРП Гудок", «РЖД-партнер» и другими компаниями, которые занимаются выпуском журналов под брендом «Российских железных дорог». Впрочем, ее представитель сказал «Ведомостям», что компания не подавала такую жалобу.

Представители ФАС и метрополитена пообещали предоставить комментарии в пятницу.