Выручка МТС от роуминга упала в 2015 году почти на 13%

Рост внутреннего туризма не смог компенсировать падение в международном сегменте
Российские абоненты путешествуют все реже/ А. Гордеев/ Ведомости

Остальные игроки «большой четверки» долю роуминговых доходов в общей выручке не раскрывают, но также фиксируют уменьшение количества абонентов, пользующихся своими sim-картами за рубежом. У абонентов «Мегафона» голосовой трафик за пределами России снизился в 2015 г. на 25%, при этом интернет-трафик за рубежом вырос вдвое, отмечает представитель оператора Юлия Дорохина. По ее словам, серьезного влияния на общую выручку оператора это не оказало, но снизилась ли при этом доля роуминговой выручки в целом, она не говорит. Снижение туристического потока за рубеж было компенсировано увеличением количества путешествующих по России, считает она.

Услуги роуминга принесли МТС в 2015 г. только 6,9% от ее общих доходов, эта доля сократилась за год на 1,4 п. п., следует из отчета оператора. Исходя из выручки МТС за 2015 г. в 431,2 млрд руб. доходы оператора от его путешествующих абонентов (учитываются доходы как от международного, так и от внутрисетевого и внутрироссийского роуминга) составили 29,9 млрд руб. Это почти на 13% меньше, чем годом ранее (8,3% от 410,8 млрд руб. – около 34,1 млрд руб.).

Из отчетности МТС следует, что самая высокая доля роуминговых доходов в выручке МТС была в 2008 г. – 10,3% (см. график), а пик доходов в абсолютном выражении пришелся на 2013 г. – около 34,3 млрд руб. Падение доли роуминга в доходах группы самое большое с кризисного 2009 года – тогда этот показатель сократился на 2,4 п. п.

Доля роуминга в общей выручке размывается из-за роста доходов оператора от дополнительных услуг (VAS-услуг), включающих передачу данных, сообщений и контент-сервисы, говорится в отчетности.

Доходы МТС от международного роуминга падают, подтверждает представитель оператора Дмитрий Солодовников и объясняет это снижением туристического потока на фоне общей экономической ситуации, а также снижением тарифов оператора на роуминг в странах, популярных у туристов. Экономическими причинами объяснялось и резкое падение доходов МТС от роуминга в 2009 г. Как изменились доходы оператора от внутрироссийского роуминга, Солодовников не говорит.

Ранее МТС сообщала, что количество пользователей международного роуминга в новогодние праздники 2015–2016 гг. сократилось год к году на 20%, пользование мобильным интернетом выросло на 35%, а количество звонков и отправленных sms сократилось на 29 и 24% соответственно. Пользователи все чаще используют мобильный интернет как основной канал общения, объяснял Солодовников.

Количество пользователей международного роуминга в 2015 г. упало на 18–25%, а внутреннего – выросло на 22–27%, говорит гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но рост доходов МТС от внутреннего роуминга пока вряд ли компенсирует падение зарубежной роуминговой выручки, замечает он. В поездках по России абоненты все чаще используют пакетные тарифы, цена минуты в которых не меняется при переезде из региона в регион, кроме того, МТС предлагает абонентам достаточно демократичные цены на роуминговые услуги внутри страны, объясняет Кусков. На снижение доходов МТС от международного роуминга повлияла и ценовая политика оператора – МТС неоднократно повышала цены на свои роуминговые опции для зарубежных поездок, что привело к тому, что часть абонентов отказалась от этой услуги, предполагает он.

Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов снижение доли роуминговых доходов МТС также объясняет ухудшением экономической ситуации: абоненты оператора стали меньше ездить за границу и реже пользоваться там связью. Несмотря на это, МТС за 2015 г. увеличила доходы от услуг связи в целом, обращает внимание он. Кроме того, на доходы от роуминга влияет и переток абонентов в интернет, добавляет Анкилов. По оценке «ТМТ консалтинга», в предыдущие годы на международный роуминг приходилось порядка 40% роуминговых доходов МТС.

Количество абонентов «Вымпелкома», пользующихся международным роумингом, сократилось в 2015 г. на 19%, сообщал оператор ранее. Как это отразилось на выручке «Вымпелкома», его представитель Анна Айбашева не говорит. Она обращает внимание, что, хотя количество абонентов в роуминге снижалось, использование интернет-сервисов росло – мобильный трафик за рубежом вырос на 69%. В среднем абонент «Вымпелкома» в международном роуминге стал звонить на 15% меньше, а потреблять интернет-трафик на 53% больше.

Даже несмотря на общее снижение туристического потока за границу, в 2015 г. выручка «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) от услуг роуминга увеличилась год к году, уверяет его представитель Ольга Галушина. Она объясняет это увеличением доходов от мобильной передачи данных в международном роуминге и ростом активности абонентов в поездках по России. Конкретных значений и долю показателя в общей выручке Tele2 она не раскрывает.