Tele2 сократит долю инвестиций до 30% от выручки

Аналитики не ждут, что это сразу же скажется на ее рентабельности и денежном потоке
Построив в прошлом году сеть в Москве, в 2016 г. Tele2 снизит строительную активность/ А. Гордеев/ Ведомости

В 2016 г. инвестиции «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) будут меньше, чем в прошлом году, сообщил «Ведомостям» гендиректор оператора Сергей Эмдин. По его словам, соотношение капитальных затрат и выручки снизится примерно до 30%. В 2015 г. этот показатель составил 41,2%. Выручка Tele2 при этом вырастет, обещает Эмдин, но не называет конкретных показателей. Ранее представители оператора сообщали о намерении Tele2 удерживать «достаточно высокое» соотношение капитальных затрат и выручки в связи с продолжением инвестиционной программы по развитию сетей. Прогнозов по выручке и капитальным затратам оператор не делал.

В 2015 г. оператор потратил на строительство сетей 39 млрд руб., что сделало отрицательным свободный денежный поток Tele2. По итогам 2015 г. он составил минус 19,1 млрд руб. против 3,2 млрд в 2014 г. В I квартале 2016 г. показатель остался отрицательным, однако улучшился – минус 5,8 млрд руб. против минус 8,4 млрд руб. за аналогичный период 2015 г. Затраты на ввод новых сетей в эксплуатацию представители оператора называли среди причин снижения рентабельности в I квартале 2016 г. Прибыль Tele2 до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) упала год к году на 43,6% до 3 млрд руб. Показатель рентабельности EBITDA снизился на 10,5 п. п. до 12,2%.

Tele2 находится в периоде бурного роста и это не может сопровождаться хорошей рентабельностью, говорит Эмдин. В дальнейшем «Т2 РТК холдинг» рассчитывает увеличить рентабельность за счет роста выручки, увеличения эффективности внутренних бизнес-процессов и сокращения издержек, говорилось в сообщении оператора. В какой-то период Tele2 притормозит рост и рентабельность «вернется на круги своя», объяснил Эмдин.

Стадия активного инвестирования обычно характеризуется более низкой рентабельностью бизнеса, даже несмотря на отсутствие прямой связи между этими двумя показателями, соглашается аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Если у Tele2 и будет расти выручка, то не сильно – максимум на 5%, считает Белов. При таком темпе прироста выручки запланированные Tele2 инвестиции в 30% составят меньше 30 млрд руб.

До лидеров далеко

Группа МТС намерена направить на инвестиции в 2016 г. в сумме по всем странам не больше 85 млрд руб., а «Мегафон» истратит на строительство сетей не более 70 млрд руб. «Вымпелком» прогноза по капитальным затратам не дает.

Выручка от услуг связи у участников рынка не растет, но у Tele2 показатель роста технически может быть выше за счет выхода в Москву, говорит Белов. Однако по итогам I квартала 2016 г. выручка оператора не продемонстрировала высоких темпов роста, оговаривается он. Доходы «Т2 РТК холдинга» в I квартале выросли впервые с 2014 г. – на 5,4% год к году до 24,3 млрд руб.

Несмотря на резкий рост абонентской базы после выхода на рынок Московского региона, доходы Tele2 будут расти на одном уровне с другими операторами, согласен аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. В любом случае рост не превысит 10%, уверен он. Давление на выручку оператора оказывают, в частности, сравнительно дешевые тарифы, добавляет он.

Очевидно, что наиболее активную фазу своего строительства Tele2 уже прошла, считает Константин Белов. Однако даже соотношение инвестиций и выручки в 30% – это все равно еще достаточно много. В ближайшей перспективе свободный денежный поток останется отрицательным, а с точки зрения долгосрочной перспективы будет важно, дадут ли сделанные инвестиции отдачу, рассуждает Белов. Обычно сотовые операторы удерживают соотношение инвестиций и выручки максимум на уровне 20%, добавляет он.

Игроки «большой тройки» тратят на капитальные инвестиции 16–19% от своей выручки, подтверждает Нигматуллин. Но Tele2 отстает от конкурентов по доходам, и если инвестпрограмма оператора будет сопоставима с ними, то соотношение окажется выше, чем у «большой тройки». Поэтому в ближайшие 2–3 года доля инвестиций Tele2 в выручке останется выше среднерыночных значений, заключает Нигматуллин.

Снижение затрат Tele2 на инвестиции может быть нивелировано ростом маркетинговых расходов, так что на рентабельности это снижение может не сказаться, говорит Нигматуллин. Построив сети, оператор должен эти сети монетизировать, активно продавать контракты и нести расходы на дилерские комиссии, что отразится на операционной эффективности, рассуждает он. В 2015 г. на рекламу и привлечение абонентов Tele2 потратил 8,2 млрд руб., говорится в материалах оператора.