Интернет-трафик российских абонентов во внутреннем роуминге растет

Но доходы операторов от этого скорее всего сильно не вырастут
Мобильный интернет-трафик российских абонентов во внутреннем роуминге заметно вырос/ М. Стулов / Ведомости

Из-за снижения количества абонентов, выезжающих за рубеж, и, как следствие – роста внутреннего туризма увеличивается пользование услугами в поездках абонентов по России, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. В частности, в мае и июне 2016 г. интернет-трафик внутренних туристов по сравнению с прошлым годом вырос вдвое, утверждает она. Ежемесячно увеличивается количество смартфонов и планшетов в сети, что, в свою очередь, также увеличивает трафик, кроме того, на большинстве пакетных тарифов стоимость звонков, sms и интернет-трафика единая по всей стране, отмечает Дорохина.

В начале сезона отпусков 2016 г. (май – две первые декады июня) количество пользователей внутреннего интернет-роуминга МТС выросло год к году на 21%, тогда как роуминговый интернет-трафик – на 96%, следует из материалов оператора. Потребление мобильного трафика росло в 4 раза быстрее абонентской базы. В целом количество абонентов, пользующихся внутренним роумингом (как интернет-, так и голосовым) в мае – июне выросло за год на 11%, утверждает представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, в среднем пользователи смартфонов во внутреннем роуминге стали потреблять на 320% больше трафика, чем год назад, пользователи планшетов – на 54%. В то же время на 23% увеличилось количество тех, кто пользуется во время внутрироссийских поездок смартфонами, отмечает Солодовников.

По мнению Солодовникова, такая динамика связана с расширением зоны покрытия сетей LTE (у МТС они сейчас действуют в 83 регионах страны), а также с увеличением количества смартфонов в сети МТС. Также росту мобильного интернет-трафика способствуют пакетные тарифы, позволяющие пользоваться мобильным интернетом в роуминге по тем же тарифам, что и в домашней сети, утверждает он.

В мае – начале июня 2016 г. количество абонентов «Вымпелкома» в международном роуминге сократилось на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., а во внутрисетевом выросло на 6%, говорит его представитель. Данных по роумингу он не раскрывает.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики затруднились оценить, какая часть доходов операторов приходится на внутренний роуминг данных. В целом внутренний роуминг приносит российским операторам 1–1,5% доходов, говорил ранее гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Интернет-трафик во внутреннем роуминге растет быстрее, чем количество потребителей услуги, поскольку операторы делают пользование ею все более дешевым, доступным и комфортным для абонентов, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Ресурсы для этого у сотовых компаний есть – ведь почти весь роуминговый трафик внутри страны идет по их же собственным сетям, объясняет он.

В 2015 г. МТС заработала на услугах роуминга 6,9% от общей выручки оператора (-1,4 п. п.), следует из отчета компании. Доходы МТС в 2015 г. – 431,2 млрд руб., следовательно, ее доходы от роуминга (международного и внутреннего) составили 29,9 млрд руб., что почти на 13% меньше, чем годом ранее. В 2014 г. доходы от роуминга составляли 8,3% от выручки МТС. Доля роуминга в общей выручке размывается из-за роста доходов оператора от дополнительных услуг (VAS-услуг), включающих передачу данных, сообщений и контент-сервисы, говорится в отчетности МТС.

По оценке Кускова, количество пользователей международного роуминга в 2015 г. упало на 18–25%, а внутреннего – выросло на 22–27%. Логично предположить, что спрос на внутренний интернет-роуминг растет за счет пакетных тарифов, которые позволяют пользоваться услугами в поездках по тем же расценкам, что и дома, считает он. То, что трафик растет быстрее, чем база пользователей дата-роуминга, может быть связано также с увеличением количества LTE-смартфонов и географии покрытия LTE-сетей, отмечает Кусков. Но рост интернет-трафика внутри страны вряд ли покроет сокращение доходов от международного роуминга и вообще, скорее всего, вряд ли повлияет на доходы сотовых операторов – из-за тех же пакетных тарифов, которые делают эту услугу доступнее, считает он.

Представители «Т2 РТК холдинга» (Tele2) не ответили на вопросы «Ведомостей».