«Интернет за рубль» сдержал отток стационарных пользователей «Вымпелкома»

До сих пор абонентская база «Вымпелкома» последовательно снижалась
За два с половиной месяца на конвергентный продукт «Вымпелкома» «Всё в одном» подписалось 100 000 домохозяйств/ С. Портер/ Ведомости

С марта 2016 г. «Вымпелком» начал предоставлять абонентам доступ к фиксированному интернету за 1 руб. Воспользоваться им могут подписчики пакетных тарифов семейства «Всё». Эта услуга позволит не только остановить отток абонентов широкополосного доступа (ШПД), но и расширить их базу, прогнозировал тогда гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин.

Частично этот прогноз сбылся. По данным «ТМТ консалтинга», во II квартале 2016 г. количество пользователей ШПД в России квартал к кварталу выросло на 0,8% до 30,7 млн. Сильнее всего квартал к кварталу (на 1,4%) выросла абонентская база МТС. Это результат повышения качества связи за счет модернизации сетей в регионах и строительства МГТС GPON-сети в Москве, а не отказа от выручки от фиксированных услуг для стимулирования подключений к сотовой сети, подчеркивает представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Во II квартале 2016 г. у «Вымпелкома» было чуть менее 2,2 млн абонентов ШПД - столько же, сколько и в I квартале. В IV квартале абонентская база ШПД «Вымпелкома» составляла 2,22 млн подписчиков. До этого абонентская база «Вымпелкома» последовательно снижалась в 2014-2015 гг., исключение составил только IV квартал 2014 г., когда наблюдался небольшой рост, говорит аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко. Сдерживание сокращения базы абонентов - следствие введения оператором доступа к фиксированному интернету за 1 руб., уверена она. По ее словам, благодаря интернету за 1 руб. «Вымпелкому» и в дальнейшем удастся сдерживать сокращение абонентской базы ШПД, хотя вряд ли акция приведет к росту их количества. Скорее это поможет оператору увеличить базу сотовых абонентов, считает Якименко.

За два с половиной месяца на конвергентный продукт «Вымпелкома» «Всё в одном» подписалось 100 000 домохозяйств, рассказывала «Ведомостям» в мае 2016 г. представитель оператора Анна Айбашева. Это больше, чем «Вымпелком» планировал, начиная акцию, отметила она. По ее словам, сотовых подключений к тарифам семейства «Всё» по акции оказалось больше, чем фиксированных. Оценку абонентской базы за II квартал «ТМТ консалтингом» Айбашева не комментирует. Влияние конвергентного продукта на базу как мобильных, так и фиксированных абонентов, выручку, лояльность и отток подписчиков надо оценивать в долгосрочной перспективе, считает она.

С тем, что абонентская база ШПД «Вымпелкома» благодаря интернету за 1 руб. перестала сокращаться, согласен гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но эта мера отчасти запоздала - после продажи части ШПД-активов на фоне насыщения рынка и роста на нем конкуренции рассчитывать на значительный прирост вряд ли приходится несмотря на достаточно интересное тарифное предложение, считает он.

Сдержать снижение абонентской базы ШПД - само по себе хороший результат для «Вымпелкома», считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Оператору удается не только удерживать своих подписчиков, но и переподключать абонентов других операторов, считает он. В перспективе «Вымпелком» может даже нарастить свою абонентскую базу ШПД за счет абонентов небольших операторов, прогнозирует Мирзабеков. Сейчас такие компании уходят с рынка, в частности, под давлением крупных провайдеров, агрессивно снижающих тарифы в ходе маркетинговых акций, объясняет он. А в перспективе их уход может ускорить закон Яровой, требующий хранить трафик пользователей в течение шести месяцев, считает Мирзабеков.

МГТС начала продавать конвергентные услуги (мобильную часть обеспечивает сеть МТС) чуть менее двух лет назад – к концу мая 2016 г. ими будут пользоваться более 180 000 абонентов, говорит представитель МГТС Татьяна Мартьянова. Почти 70% мобильных абонентов платят за связь 1000–1200 руб. в месяц, утверждает она, а отток конвергентных абонентов не превышает 4% в год. По ее словам, МГТС планирует к концу 2018 г. довести количество конвергентных абонентов до 600 000.

«Ростелеком» собирается предлагать услуги 4Play (домашний телефон, ШПД и ТВ и мобильная связь), запуск запланирован на III квартал 2016 г., говорит представитель оператора Валерий Костарев. Он напоминает, что это станет возможным благодаря тому, что «Ростелеком» подписал с «Т2 РТК холдингом» (Tele2) договор о работе на сетях Tele2 в качестве виртуального оператора.