Метрополитену придется заново выбрать рекламного подрядчика

Участники прежнего аукциона метрополитена были введены в заблуждение, решила ФАС
Столичная подземка уже больше года живет без рекламы/ Евгений Разумный/ Ведомости

Аукцион на размещение и распространение рекламы в столичном метро должен быть продолжен заново с момента последнего ценового предложения. Такое предписание Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала госпредприятию «Московский метрополитен» и ОТС, оператору электронной торговой площадки, где 17 августа проходил аукцион, говорится в официальном сообщении службы. В связи с разночтениями в документации участники торгов были введены в заблуждение относительно времени окончания аукциона и оператор «Лайса» не успел вовремя сделать свою ставку, установила служба. Именно «Лайса» и подала жалобу в ФАС. Представитель службы уточнил, что метрополитен и ОТС должны выполнить предписание в течение 10 дней.

Это решение ФАС означает, что метрополитен не сможет заключить контракт с «Трейд компани» (входит в автохолдинг «Гема»), которая предложила за 10 лет выплатить госпредприятию 21,43 млрд руб. за право размещения рекламы и была объявлена победителем аукциона.

С представителями «Лайсы» и «Гемы» вчера вечером связаться не удалось. Представитель метрополитена от комментариев отказался.

Московский метрополитен живет без рекламы уже больше года и теряет на этом миллиарды рублей. В июле прошлого года предприятие из-за задержек платежей расторгло контракт с предыдущим рекламным подрядчиком – «Авто селл» (также входит в «Гему»). «Авто селл» выиграла соответствующий аукцион в 2011 г. и пообещала выплатить метрополитену 14 млрд руб. за пять лет, т. е. в 4,5 раза больше, чем прежде получало предприятие. После разрыва контракта метрополитен отсудил у «Авто селл» 1 млрд руб. задолженности, но так и не получил эти деньги. Сейчас «Авто селл» находится в процессе банкротства, метрополитен требует с компании вернуть еще 4 млрд руб. долга.

Не в первый раз

ФАС рассматривала несколько жалоб операторов на действия метрополитена при проведении аукциона весной этого года. Сначала компании обратились в службу, когда метрополитен уже после публикации условий аукциона внезапно увеличил размер банковской гарантии. ФАС сочла, что нарушений не было. Потом службе пожаловалась «Лайса», которую метрополитен не допустил к торгам. ФАС сочла, что метрополитен поступил правильно, но нашла нарушения в заявке победителя – структуры Russ Outdoor.

В марте этого года метрополитен попытался выбрать себе нового партнера, победителем аукциона стал крупнейший оператор наружной рекламы в России – Russ Outdoor. Но заключить контракт с победителем метрополитен не смог – опять же из-за предписания ФАС (см. врез).

Минимальная стоимость контракта с метрополитеном на аукционе 17 августа составила уже 17,9 млрд руб. за 10 лет. Чтобы защититься от задержки платежей, столичный метрополитен потребовал от победителя предоставить банковскую гарантию сразу на 30% от стоимости контракта. Заявки на участие в аукционе подали пять компаний, но только три компании делали ставки в ходе аукциона: «Трейд компани», «Лайса диджитал» и «Экспо медиа» (представляла интересы Russ Outdoor).

После окончания торгов гендиректор «Лайсы» Армен Газарян и сотрудник Russ Outdoor рассказали «Ведомостям», что, по их мнению, торги прошли с нарушениями. После того как «Трейд компани» сделала ставку в 21,43 млрд руб., у других участников было 100 минут, чтобы дать свои предложения, объясняли собеседники «Ведомостей». Но через 10–12 минут после ставки «Трейд компани» аукцион внезапно остановился, и эту компанию признали победителем. «Не исключено, что это был просто технический сбой», – рассуждал Газарян. Именно на нарушение процедуры торгов «Лайса» и пожаловалась в ФАС. Представитель ОТС никак произошедшее на торгах не объяснил и вчера на вопросы «Ведомостей» также не ответил.

Представитель Russ Outdoor от комментариев отказался.