Производители электроники жалуются президенту на Российский союз правообладателей

РСП считает претензии компаний безосновательными
Производители оказались в условиях правовой неопределенности ведения бизнеса/ Pixabay

Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК обратилась в администрацию президента, Госдуму, правительство и к уполномоченному при президенте по защите прав предпринимателей «по поводу широкомасштабных проблем, возникших в области так называемого авторского сбора с пишущей потребительской электроники», говорится в заявлении РАТЭК.

РСП, совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков, – общество по коллективному управлению правами, получившее в 2010 г. государственную аккредитацию на сбор отчислений в пользу авторов и исполнителей с производителей и импортеров техники, позволяющей копировать музыку и видео. Это компенсационный сбор за возможное копирование контента с помощью компьютеров, мобильных телефонов, чистых носителей (полный перечень содержится в постановлении правительства). Впоследствии эти сборы распределяются между авторами и исполнителями произведений. В 2015 г. РСП собрал 2,2 млрд руб.

В РАТЭК входят крупнейшие мировые производители электроники – Apple, Dell, HP, Samsung, Sony и др., а также розничные сети.

Производители в отсутствие четкого регулирования этой сферы оказались в условиях правовой неопределенности ведения бизнеса. В частности, им сложно планировать бюджеты на выплату авторского сбора: им приходится выплачивать дополнительные деньги аккредитованной организации – Российскому союзу правообладателей (РСП) в результате многочисленных судебных процессов, возбуждаемых этой организацией, следует из заявления РАТЭК. Число исков от РСП постоянно растет.

При этом наиболее часто предъявляемые к импортерам иски касаются взыскания вознаграждения за ввоз оборудования и носителей информации, относящихся к категории профессионального оборудования, которое по Гражданскому кодексу освобождено от авторского сбора. РАТЭК приводит примеры такого оборудования: это серверы, рабочие станции, профессиональные ноутбуки и т. п.

«Огромную озабоченность вызывает сложившаяся судебная практика, когда решения принимаются с позиции презумпции правоты аккредитованной организации, несмотря на, казалось бы, очевидную безосновательность требований РСП, - говорится в заявлении РАТЭК. - Большинство судов игнорируют достигнутые импортерами договоренности с РСП, включенные в договоры и касающиеся согласованных перечней оборудования, подлежащего обложению сбором, и взыскивают дополнительные средства, запланировать которые компании не могут». РАТЭК считает, что на рынке царит неконкурентная ситуация: у РСП всего 90 договоров с импортерами оборудования, тогда как число участников этого рынка составляет сотни.

Суды игнорируют доводы импортеров, говорит представитель Dell Денис Хабаров. РСП пытается взыскать вознаграждение с компаний, несмотря на пропуск срока исковой давности: например, иски могут быть поданы в этом году не за три предшествующих года, а за весь срок выплаты сбора – с 2010 г.

РАТЭК приводит также данные ВЦИОМа, согласно которым всего 2% россиян за последний год копировали для личных нужд купленный контент, тогда как еще в 2014 г. их было 13%. Соответственно, встает вопрос о размере компенсации авторам, говорится в заявлении.

Также существует проблема выплаты сбора за экспортируемое оборудование, говорит президент РАТЭК Александр Онищук: с 2009 г. Россия вступила в Таможенный союз, и теперь экспортным считается оборудование, которое вывозится не из России, а из стран – членов союза (страны СНГ). Тогда как производители продолжают платить РСП за технику, которая вывозится из России.

РАТЭК предлагает установить четкие критерии подлежащего обложению авторским сбором оборудования, установить обязательную процедуру урегулирования споров РСП с импортерами, создать механизм стимулирования аккредитованной организации на расширение числа плательщиков сбора, передать функцию сбора государству, оставив за РСП распределение вознаграждения, исключить из списка облагаемого сбором профессиональное оборудование.

Зимой ООО «Делл» («дочка» голландской Dell Global Holdings) выиграло в суде у РСП: суд признал безосновательными требования союза выплатить 87,3 млн руб. за оборудование, среди которого были сервера, рабочие станции и т. п. (позже от части требований РСП отказался). Dell доказала, что это оборудование профессиональное и не должно облагаться авторским сбором. Однако апелляционная инстанция отменила это решение, сочтя, что и на этой технике можно воспроизводить музыку, а значит, с нее должен взиматься авторский сбор.

"Как правообладатель я заинтересован, чтобы авторы и исполнители получали как можно больше денег с помощью этого сбора", - говорит исполнительный директор продюсерского центра Игоря Матвиенко Андрей Лукинов. Но те проблемы, которые подняты РАТЭК, дискредитируют саму идею сбора и бросают тень на правообладателей, считает он. Смешно собирать вознаграждение с оборудования, которое установлено, например, на космодроме. Но решение о том, с какого именно оборудования собирать деньги, руководство обществ по коллективному управлению правами принимает самостоятельно, не советуясь с правообладателями, продолжает Лукинов. Все эти проблемы, по его мнению, возникли из-за недостаточного внимания к таким организациям со стороны государства. «Требуется более активное участие государства в процессах сбора, распределения и выплаты вознаграждения», полагает он.

В августе производители уже жаловались на РСП профильному ведомству – Минкультуры. Представитель министерства говорил «Ведомостям», что чиновники уже подготовили изменения в постановление правительства, касающиеся «и той проблемы, о которой пишет РАТЭК: министерство предлагает уточнить, что при сборе вознаграждения должны учитываться не только таможенные коды, но и конструктивные особенности оборудования». Внести эти изменения в постановление министерство рассчитывает до конца 2016 г.

«Члены РАТЭК, к сожалению, действуют по принципу «Может, еще раз войти и начать все заново?». Большинство вопросов, которые подняты РАТЭК уже были предметом рассмотрения и органов исполнительной власти, и судов – вплоть до судебной коллегии Верховного суда России», – говорит гендиректор РСП Андрей Кричевский. Это прежде всего касается отнесения оборудования к категории некопирующего или профессионального, уточняет он.

РСП всегда старается подходить к вопросам определения категории оборудования с позиции здравого смысла, продолжает Кричевский: «Так, мы поддержали предложение РАТЭК об исключении из перечня видеокамер – очевидно, что обычная практика их использования не включает «частное копирование». В то же время новое оборудование, которое имеет функцию воспроизведения музыки и видео и действительно используется для этих целей, например умные часы, должно быть включено в перечень, резюмирует гендиректор РСП.