«Почта России» все успешнее продает товары в своих отделениях

В первом полугодии 2016 года ее выручка от розничных продаж выросла на 19%
Основная выручка многих сельских отделений «Почты России» – от продажи товаров/ АЛЕКСАНДРА АСТАХОВА/ Ведомости

По итогам первого полугодия 2016 г. выручка ФГУП «Почта России» от розничных продаж в его отделениях составила 8,3 млрд руб., что на 19% превышает показатель за январь – июнь предыдущего года. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель предприятия Сергей Коляда. По его словам, чистый доход от торговли (выручка от продаж за вычетом стоимости закупки) увеличился почти на 15% год к году до 3 млрд руб. Общая выручка «Почты России» в первом полугодии 2016 г. выросла на 8,5% до 76,2 млрд руб. Таким образом, на розничные продажи пришлось почти 11% от всей выручки предприятия. За год их доля выросла на 1 п. п.

Выше всего выросла выручка от продажи «почтовых» категорий товаров, их больше всего в ассортименте почтовых отделений, рассказывает Коляда. Продажи канцелярских товаров увеличились почти вдвое, на 96%, книг – на 36%, газет и журналов – на 23%. Активно росли продажи товаров первой необходимости, востребованных в почтовых отделениях в сельской местности и малых населенных пунктах (см. врез). Так, продажи товаров бытовой химии выросли на 31%, продовольственных и сопутствующих товаров – на 25%. Есть у почты и ряд направлений, по которым выручка не растет, например продажа авиа- и железнодорожных билетов, уточняет заместитель гендиректора «Почты России» по почтовому бизнесу Инесса Галактионова.

Почта не главное

90% такую долю в выручке некоторых сельских почтовых отделений занимают товары народного потребления и продукты питания, рассказывал ранее «Ведомостям» гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов

Выручка почты от розничных продаж растет уже второй год подряд. В первом полугодии 2015 г. показатель увеличился на 1% до 7,04 млрд руб. В предыдущие несколько лет выручка от почтовой розницы ежегодно снижалась на 5–6%.

Количество точек продаж у почтового оператора за это время не увеличилось, отмечает Коляда. Выручка растет благодаря внедрению эффективных механизмов управления товарным ассортиментом, маркетинговой и ассортиментной политике, говорит он. Отделения почты полностью перешли на учет на базе 1C, поэтому у предприятия есть информация по каждой товарной категории в каждом из отделений, объясняет Галактионова. Кроме того, выбор и утверждение поставщиков теперь происходят централизованно и предприятие стремится заключать договоры напрямую с крупными производителями, что позволяет обеспечить лучшие цены как закупки, так и розницы, говорит она.

Предприятие намерено сохранить в ближайшие периоды двузначный рост выручки, но задачи наращивать долю розничных продаж в общей выручке у «Почты России» нет, поскольку торговля не является ее основным видом деятельности, уверяет Галактионова. В большинстве отделений продажей товаров и оказанием почтовых услуг занимаются одни и те же сотрудники, однако рост продаж не вызвал увеличения фонда оплаты труда, добавляет она. Почта мотивирует сотрудников, выплачивая сетевые бонусы – процент от продажи товаров. На такие мотивирующие выплаты почта направляет 4% от оборота, говорит Галактионова. Таким образом на сетевые бонусы своим сотрудникам почта выделила около 330 млн руб.

Поскольку ФГУП сейчас не открывает новые отделения, увеличение розничных продаж свидетельствует о значительном росте трафика, предполагает аналитик ГК «Финам» Тимур Нигматуллин. Ранее 42 000 отделений «Почты России» ежедневно посещало 2,5 млн человек, сообщалось в материалах предприятия. Можно предположить, что сейчас цифра заметно больше, говорит Нигматуллин. При этом дальнейшая интенсификация продаж в ряде случаев невозможна из-за загруженности персонала, полагает он. Возможно, в небольшой доле отделений эту проблему можно решить за счет экспериментов с вендингом, но в целом длительный активный рост продаж маловероятен, считает Нигматуллин.