Статья опубликована в № 4160 от 14.09.2016 под заголовком: СМИ затянут пояса

Минфин рекомендовал сократить финансирование государственных СМИ

Части субсидий лишатся ВГТРК, ТАСС, RT, МИА «Россия сегодня»

Государство в очередной раз планирует сократить финансирование СМИ, следует из методических указаний по определению бюджетных ассигнований на 2017–2019 гг., опубликованных на сайте Минфина. В соответствии с этими указаниями министерства и ведомства должны будут рассчитать объемы расходов на следующий год.

Проект бюджета еще не сформирован: в методических указаниях прописаны предварительные данные. Окончательный вариант бюджета будет утвержден позже, сказал «Ведомостям» представитель Минфина. Но при формировании расходов ведомства все-таки должны учитывать, смогут ли подведомственные им СМИ выжить без существенных субсидий, добавил он.

Документ содержит в том числе рекомендации для Роспечати. Этому ведомству предложено сократить субсидии двум крупнейшим государственным информационным агентствам – ФГУП «МИА «Россия сегодня» и ФГУП «ИТАР-ТАСС». На сколько будет сокращен бюджет, в рекомендациях не указано. Там лишь говорится, что он должен быть уменьшен «в объеме необоснованных и дублирующих расходов агентств». В 2016 г. МИА «Россия сегодня» получило от государства 6,75 млрд руб., ТАСС – 1,81 млрд руб.

Также Минфин предлагает сократить субсидии телеканалам, которые идут на оплату вещания аналогового телевидения в городах с населением меньше 100 000 человек. Правда, оговаривается министерство, это коснется лишь тех городов, где уже полноценно работает цифровое телевидение, – там, где охват телеканалов из первого мультиплекса составляет не менее 98%.

Суд да деньги

В апреле 2016 г. Роспечать предложила выделять ФГУП «МИА «Россия сегодня» средства из бюджета на суды за рубежом. Дополнительные средства должны выделяться «в том числе для юридических услуг и судебных расходов, связанных с защитой за рубежом имущества, полученного в безвозмездное пользование, от притязаний третьих лиц». Поправки были подготовлены после того, как у RT были арестованы банковские счета в нескольких странах. Судебные процессы за рубежом – слишком дорогостоящая процедура, говорила главный редактор RT Маргарита Симоньян.

Сокращение субсидий коснется и телеканалов и останкинского телецентра. Минфин предлагает выделить субсидии ВГТРК, RT (бывшая Russia Today), ФГУП «ТТЦ Останкино» и «Общественному телевидению России» «только в том объеме, который не превысит расходы на социально значимый программный продукт». Что под этим подразумевается и на сколько могут похудеть бюджеты каналов, министерство не объясняет.

Бюджет ВГТРК в 2016 г. составил 24,99 млрд руб., RT – 19 млрд руб., РТРС – 7,8 млрд руб., «Общественного телевидения России» – 1,43 млрд руб., ТТЦ «Останкино» – 1 млрд руб.

Из бумажных СМИ сокращение бюджетов коснется «Российской газеты». Государство уменьшит субсидии этому изданию на распространение тиража для льготных категорий граждан. В 2016 г. на эти цели предусмотрено более 1,49 млрд руб., говорится в документе. Данных о полном бюджете «Российской газеты» в официальных документах правительства «Ведомости» не обнаружили.

Государство уже несколько лет подряд сокращает расходы на СМИ. Так, в 2015 г. в связи с секвестром федерального бюджета дотации газетам, агентствам и телеканалам планировалось уменьшить на 10%. В результате сокращение оказалось даже больше. Всего в 2015 г. на поддержку СМИ было выделено 94,6 млрд руб., т. е. на 14,3% меньше, чем годом ранее.

В прошлом году пресса пострадала не только от сокращения государственных субсидий, но и от девальвации рубля. Особенно остро эта проблема коснулась СМИ с высоким уровнем расходов в валюте – телеканала RT и агентства ИТАР-ТАСС, работающих за рубежом. В феврале 2015 г. ТАСС объявил о сокращении 25% сотрудников и о серьезном сокращении заработной платы оставшимся. Гендиректор ТАСС Сергей Михайлов объяснял это экономическим кризисом. «Мы ожидаем серьезного кризиса и заранее утягиваем пояса», – говорил он.

Государство методично урезает финансирование государственных СМИ, сетует сотрудник крупного информационного агентства. Компаниям ежегодно приходится объяснять чиновникам, что это в конечном итоге может привести к закрытию некоторых СМИ, говорит он.

Представители ВГТРК, ТАСС, МИА «Россия сегодня», RT, Роспечати от комментариев отказались.