Статья опубликована в № 4167 от 23.09.2016 под заголовком: WiFi не сдается

Точек доступа WiFi в России в 2016 г. станет на 5% больше

Их число растет в основном за счет установки в общественном транспорте

По итогам 2016 г. в России будет около 80 000 точек публичного WiFi-доступа, посчитал «ТМТ консалтинг». Прогноз основан на целевых показателях уже реализуемых коммерческих проектов и госконтрактов, объясняет аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко. По ее словам, на конец 2015 г. в России было 76 000 точек беспроводного доступа.

На результаты оказало большое влияние закрытие летом 2016 г. московской городской сети WiFi «Вымпелкома», состоявшей примерно из 10 500 точек. Без учета этой сети количество точек доступа выросло бы в 2016 г. на 23%, рассуждает Якименко. Таким же, по данным «ТМТ консалтинга», был рост количества точек доступа в 2015 г.

Рост идет за счет внедрения WiFi на транспорте, отмечает Якименко. Она приводит в пример проект «дочки» «Мегафона» NetByNet по установке WiFi в московском наземном транспорте – планируется, что им будет оснащено 8000 автобусов, троллейбусов и трамваев. «Максимателеком», уже оснастивший WiFi-сетью московское метро, должен в этом году установить более 700 WiFi-роутеров в подмосковных электричках. Также Якименко отмечает проект Сбербанка по оснащению отделений точками доступа WiFi. Только в первом полугодии 2016 г. в них появилось более 450 WiFi-роутеров, подсчитала она.

Неудачный опыт

Строительство публичной WiFi-сети в Москве в 2005 г. начала Golden Telecom, к осени 2006 г. в ней было более 5200 точек доступа. В 2008 г. «Вымпелком» купил Golden Telecom и расширил сеть до 14 500 точек доступа – она стала крупнейшей WiFi-сетью в Европе. В прошлом году он выставил бизнес на продажу как непрофильный, но, не найдя покупателя, выключил сеть. Демонтаж оказался «более выгодным способом оптимизации WiFi-активов в Москве», объясняла Айбашева.

К росту количества точек WiFi-доступа также ведет проект по ликвидации цифрового неравенства: по плану к концу 2016 г. «Ростелеком» должен установить в удаленных районах страны до 2500 таких точек, хотя из-за проблем с финансированием эти планы могут скорректироваться, отмечает Якименко.

По прогнозу Якименко, доходы операторов от WiFi в 2016 г. вырастут примерно на 25% до 2,6 млрд руб. В эту сумму входят деньги от госконтрактов, плата корпоративных заказчиков за инсталляцию и обслуживание точек доступа WiFi, а также выручка «Максимателекома» от продажи показов рекламы мобильным пользователям при подключении к WiFi-сети метро. Дополнительным источником доходов для операторов связи, по словам Якименко, стала плата корпоративных заказчиков за установку и эксплуатацию систем идентификации пользователей. Проводить эту процедуру тех, кто предоставляет клиентам беспроводной доступ, обязывают так называемые антитеррористические поправки в закон «О связи», вступившие в силу летом 2014 г.

В первом полугодии 2016 г. «Ростелеком» построил в малых населенных пунктах по проекту устранения цифрового неравенства 2980 точек доступа, уточняет представитель «Ростелекома» Валерий Костарев. За 2016 г. должно заработать около 3900 точек, говорит он. «Ростелеком» также регулярно организует публичные точки доступа на различных мероприятиях, для покрытия общественных пространств, добавляет Костарев. Услугу идентификации для внешних клиентов оператор начал предоставлять недавно, сейчас к ней подключено около 1000 точек WiFi в торговых центрах, кафе, ресторанах и т. п., отмечает он.

В WiFi-сети «Эр-телеком холдинга» по всей России 9000 точек доступа, передал «Ведомостям» его президент Андрей Кузяев. В частности, по заказу московского правительства оператор в начале сентября 2016 г. построил 200 точек WiFi-доступа в пределах Бульварного кольца – по условиям контракта с городскими властями к началу 2017 г. их должно стать 1100, напоминает он. В дальнейшем планируется масштабировать московский опыт на всю страну, говорит Кузяев. Бизнес-модель подразумевает монетизацию региональных WiFi-сетей по рекламной модели, за счет роуминга и премиальных услуг, рассказывает он.

В будущем рынку WiFi может грозить сокращение из-за увеличения покрытия сетей LTE и появления пакетных и безлимитных тарифов, прогнозирует представитель МТС Дмитрий Солодовников. WiFi востребован там, где пока нет развитых сотовых сетей 3G и LTE, но появление современной сотовой связи на таких объектах – вопрос времени, считает он.

«Мегафон» предоставляет WiFi как дополнительный сервис для корпоративных клиентов, а вместе с ним и платформу для идентификации пользователей, чтобы они могли предоставлять публичный WiFi, рассказывает представитель оператора Юлия Дорохина. Услуга заключается в установке и подключении оборудования WiFi, техническом обслуживании и поддержке, а также в собственно доступе в интернет на любой скорости, говорит она.

Даже после закрытия публичной WiFi-сети у «Вымпелкома» остается одна из крупнейших коммерческих сетей WiFi: среди его клиентов – McDonald’s, World Class, Burger King, сеть «М.видео», автосалоны, жилищные комплексы и др., перечисляет представитель оператора Анна Айбашева. Помимо создания постоянных WiFi-сетей «Вымпелком» также предоставляет услуги по обеспечению беспроводным доступом массовых мероприятий – так называемый Highdensity WiFi. Ежегодно количество точек доступа, обслуживаемых «Вымпелкомом», растет на 5–10%, их услуги монетизируются за счет платы государственных и корпоративных заказчиков, рассказывает она.

Московская публичная WiFi-сеть «Вымпелкома» к концу своего существования не оказывала влияния на общую ситуацию на московском рынке беспроводного доступа, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Оператор в последние годы развивал услуги 3G и LTE, а WiFi, очевидно, был на периферии внимания менеджмента компании, предполагает он. Оператор пытался сочетать рекламную модель монетизации сети и платный доступ – возможно, поэтому и не удалось выработать четкой стратегии продвижения ее услуг, говорит Мирзабеков. По его мнению, WiFi-сети городского масштаба могут окупаться только за счет платного доступа. Рекламная модель сомнительна – доступ за просмотр рекламы никак не привязан к контенту, который востребован абонентом, рассуждает Мирзабеков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать