Действия Tele2 усилили конкуренцию на рынке связи и привели к снижению выручки операторов

Сама Tele2 особой выгоды из этого не извлекла
Tele2 не смогла завоевать Москву, но заставила конкурентов снизить цены в столице/ Евгений Разумный/ Ведомости

Четвертый федеральный сотовый оператор «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2) заканчивает год молчанием. Начиная с III квартала 2016 г. компания перестала публиковать отчетность, кварталом ранее она отказалась от публикации данных об абонентской базе в Москве. По итогам 2016 г. Tele2 отчитываться тоже не будет, говорит представитель оператора Константин Прокшин. Tele2 – компания не публичная и может себе это позволить. Успехи Tele2 вызывают жесткую и фокусную реакцию других участников рынка, объяснял Прокшин, и это создает ненужные дополнительные риски на ключевых направлениях бизнеса.

Тайное стало явным

Впрочем, некоторые результаты работы оператора известны. Так, несколько собеседников «Ведомостей» рассказывали, что выручка Tele2 в III квартале 2016 г. выросла на 14% год к году. По данным, полученным «Ведомостями» от одного из партнеров Tele2, у оператора на конец III квартала было 39,5 млн абонентов. Это на 600 000 абонентов больше, чем в предыдущем квартале, и на 4 млн (рост на 11,27%) – чем за тот же период 2015 г. Получается, что выручка оператора за год выросла сильнее, чем абонентская база, а значит, вырос и среднемесячный счет одного абонента (ARPU).

Из отчетности «Ростелекома» известно, что Tele2 остается убыточной. Убыток госкомпании (владеет 45% Tele2) от оператора за III квартал составил 1,3 млрд руб. «Ростелеком» недоволен этим результатом, но отмечает положительную динамику: за предыдущие два квартала Tele2 принесла ему 3,5 млрд руб. убытка. Это последствия масштабной стройки Tele2 – оператор вышел в Москву и строил сети 3G/4G в регионах, объясняли топ-менеджеры «Ростелекома».

Москва преткновения

Выход Tele2 в Москву аналитики «Сбербанк CIB» в своем летнем отчете назвали ошибкой: он повредил рентабельности и увеличил долговую нагрузку. Причина, по их мнению, в высоких затратах на маркетинг и низких тарифах, не приносящих должного дохода.

В Москву Tele2 вышла в октябре 2015 г. и за шесть месяцев после запуска набрала 2,1 млн абонентов. За счет рекламы и низких цен (на 25–50% ниже тарифов «большой тройки») Tele2 сумела занять 5% московского рынка. Но потом компания перестала раскрывать количество абонентов в столице. По данным источников «Ведомостей», база выросла несущественно. Аналитики «Сбербанк CIB» в отчете писали, что Tele2 ждет судьба нишевого игрока, поскольку вряд ли она сможет существенно нарастить долю.

Денежный отток

В прошлом году масштабная программа строительства сетей привела к снижению свободного денежного потока Tele2 до отрицательного значения. По итогам 2015 г. он составил минус 19,1 млрд руб. против 3,2 млрд в 2014 г. В I квартале 2016 г. он оставался отрицательным, показатель за II квартал компания не раскрывала.

С точки зрения среднесрочных и долгосрочных результатов цена, которую акционеры заплатили за выход Tele2 в Москву, приемлема, уверяет представитель «Ростелекома».

Увеличение доли Tele2 действительно под вопросом, и не только в Москве, согласен аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Для этого компании придется еще больше инвестировать, но имеет ли это смысл при таких затратах, задается вопросом он.

Представители конкурентов Tele2 уверяют, что пока не ощутили каких-то сильных изменений на рынке из-за выхода Tele2. «Пошатнуть сложившийся консервативный московский рынок достаточно сложно, все идет по комфортному сценарию», – уверяет представитель МТС Дмитрий Солодовников. По словам представителя «Вымпелкома» Анны Айбашевой, оператор оценивает конкурентов в первую очередь по темпам продаж и переключению клиентов по MNP (переход от оператора к оператору с сохранением номера). И каких-то изменений, связанных именно с Тele2, не наблюдается.

Рынок изменился

В III квартале «большая тройка» показала одновременное снижение мобильной выручки, сетуя в комментариях на усиление конкуренции. Белов из «Уралсиба» уверен, что частично это снижение спровоцировала Tele2: так или иначе ее конкурентам пришлось запускать более дешевые тарифы в Москве.

Партнер KPMG Еркожа Акылбек говорит, что появление еще одного игрока вызвало новый виток в снижении тарифов. Это хорошо для потребителя, но в долгосрочной перспективе может привести к снижению качества услуг, опасается он. Поэтому рынку связи необходимо постепенное повышение тарифов, уход от безлимитных опций, а также трансформация каналов продаж, заключает Акылбек. На сегодняшний день в России ARPU близок к минимальному по сравнению с другими странами, говорит он. Операторы достигли предельного уровня снижения цен, введя пакетные тарифы с безлимитным интернетом, сообщал в осеннем отчете «Ренессанс капитал».

Гендиректор Tele2 Сергей Эмдин считает, что в 2016 г. сотовый рынок вошел в фазу стагнации. Сама Tele2 при этом продолжила наращивать выручку двузначными темпами и планомерно увеличивать абонентскую базу, говорит он. Этот эффект будет недолгим, считает собеседник «Ведомостей» из числа консультантов.

Меняется и Tele2

По словам Эмдина, как и другие игроки рынка, Tele2 ищет возможности для развития. В 2016 г. оператор начал проекты с «Ростелекомом» и Сбербанком по созданию виртуальных операторов.

Аналитик «ВТБ капитала» Иван Ким отмечает, что свободный денежный поток Tele2 станет определяющим для дивидендов «Ростелекома». И если давление на этот показатель продолжится, «Ростелекому» придется задуматься о более активном участии в управлении компанией или даже изменении своей доли.

Tele2 является для «Ростелекома» стратегической инвестицией, но пока предмета для разговора о повышении доли в активе нет, говорит представитель госоператора.

Представитель банка ВТБ, топ-менеджеры которого в 2013 г. заявляли о возможной продаже доли в Tele2 через 3–4 года, уверяет, что потенциальный выход из этого актива «возможен после достижения полного покрытия и перевода абонентов с голосовых продуктов на data-продукты».

Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин считает, что 2017 год станет для Tele2 годом стабилизации.