В телецентре «Останкино» запустили дата-центр

800 млн рублей в его создание вложили совладельцы телевизионного системного интегратора «Окно-ТВ»
В телецентре «Останкино» открылся дата-центр на 1400 стоек/ М. Стулов/ Ведомости

Компания «Медиадата» открыла на территории телецентра «Останкино» в Москве центр обработки данных (ЦОД) на 1400 стоек. Об этом говорится в сообщении компании и подтверждает представитель телецентра. Общие инвестиции в запуск дата-центра – около 800 млн руб., а выйти на окупаемость он должен в течение пяти лет, сообщил «Ведомостям» гендиректор «Медиадаты» Сергей Зайцев.

ЦОД занимает участок площадью 1 га. Сейчас в нем открыто два серверных зала по 170 серверных стоек каждый, и до конца года компания введет в эксплуатацию еще два зала по 170 стоек. К концу 2018 г. «Медиадата» планирует вывести проект на полную мощность.

Это коммерческий дата-центр, который не строился под размещение оборудования конкретного заказчика, но учитывает специфику расположения в телецентре, говорит о ЦОДе Зайцев. У компании есть договоренности с телеканалами об аренде серверов в дата-центре, но пока они в стадии обсуждения, уточняет он.

Совладельцы «Медиадаты» – Александр Волов и Игорь Гляненко. Им принадлежит 60 и 40% акционерного капитала компании соответственно, следует из данных «СПАРК-Интерфакса» и подтверждает представитель компании. Волов и Гляненко ранее не инвестировали в дата-центры, но являются совладельцами и руководителями системного интегратора «Окно-ТВ», специализирующегося на работе с игроками телеиндустрии, говорит представитель «Медиадаты».

Телецентр не является соинвестором проекта, говорит представитель «Медиадаты». По его словам, компания арендует площади в телецентре, но контрагентом при этом выступает Росимущество (телецентр имеет форму ФГУПа).

От яхт к дата-центрам

Хранением данных и телевидением бизнес-интересы партнеров не ограничиваются. В 2016 г. Волов и Гляненко купили обанкротившегося британского производителя яхт Fairline за 4,5 млн фунтов стерлингов (около $6,5 млн). Об этом сообщала газета Financial Times со ссылкой на источники, знакомые со сделкой. Представители бизнесменов не комментируют эту информацию.

Среднестатистический ЦОД в России имеет проектную емкость в пределах 200–500 стоек, «Медиадата» выходит сразу с показателем 340 и это достойный масштаб, констатирует аналитик iKS-Consulting Елена Ершова. Проектный показатель дата-центра «Останкино», который «Медиадата» планирует реализовать к концу 2018 г., сопоставим с емкостью объектов операторов связи ММТС-9 (1763 стойки); «Вымпелкома» в Ярославле (1400) и Linxdatacenter в Санкт-Петербурге (1400), перечисляет она. Однако среди компаний, специализирующихся на услугах ЦОДа в России, есть и более крупные дата-центры. К примеру, проектная мощность модульного ЦОДа DataPro составляет 3000 стоек (сегодня введены в эксплуатацию 850), а флагманский ЦОД компании DataLine NORD-4 спроектирован с расчетом на 2016 стойко-мест (сейчас в эксплуатации модули на 1008). Таким образом, при соблюдении планов развития «Медиадата» может войти в топ-10 независимых игроков рынка ЦОД (без учета операторов связи), прогнозирует Ершова. По ее подсчетам, доля «Медиадаты» в общей структуре рынка по числу стоек в 2019–2020 гг. может составить около 4%.

Выгодное расположение площадки и близость к штаб-квартирам крупных телерадиокомпаний способны привлечь в ЦОД солидных клиентов, деятельность которых связана с управлением медиаконтентом, рассуждает Ершова.

НТВ при планировании своих технологических проектов будет рассчитывать на ЦОД «Останкино», передал через пресс-службу гендиректор НТВ Алексей Земский. По его словам, телекомпания ознакомилась с возможностями нового дата-центра и считает его открытие серьезным индустриальным прорывом. Представитель «Газпром-медиа» заявил, что у медиахолдинга существуют развитая IT-инфраструктура и собственные мощности для вещания в интернете, однако в будущем он готов рассмотреть варианты сотрудничества с новым дата-центром. Представитель «Первого канала» отказался от комментариев.