Tele2 удивила рынок

Оператор, обещавший отойти от модели дискаунтера, увеличил количество услуг, минут и интернет-трафика в тарифах, сохранив цены. Другие поступают наоборот
В большинстве тарифов оператор предложит больше интернет-трафика/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Новые пакетные тарифы запустил в Московском регионе «Т2 РТК холдинг» (бренд Tele2), рассказал заместитель гендиректора оператора Андрей Патока. В большинстве тарифов оператор предложит больше интернет-трафика по ценам, сопоставимым с прошлыми тарифами, следует из его материалов. Например, Tele2 обнулила стоимость интернет-трафика в соцсетях «В контакте», Twitter, Facebook, «Одноклассники» и мессенджерах WhatsApp и Viber. Больше у абонентов Tele2 стало и голосовой связи: звонки на номера Tele2 по России не будут расходовать пакет голосовых минут, а входящие звонки в роуминге будут бесплатными. Самый дорогой тариф оператора в Московском регионе подешевел на 33% до 799 руб. При этом интернет-трафик удвоится до 30 Гб, а пакет голосовых услуг вырастет на 50% c 1000 до 1500 мин. В течение недели обновленная линейка, выстроенная по схожим принципам, станет доступна и в других регионах, добавил Патока.

Это позволит привлечь новых пользователей, а значит, увеличить выручку, надеется Патока. Он видит для операторов только два пути увеличения выручки: привлечение новых абонентов либо повышение тарифов. Tele2 находится на том этапе, когда считает для себя справедливым надеяться на увеличение абонентской базы, заключил он.

Второй поход на Москву

Выходя на рынок Москвы в 2002 г., «Мегафон» предлагал абонентам недорогую связь и несколько лет держал дешевые тарифы, вспоминает Анкилов. Для Tele2 выход в Москву оказался сложнее: с тех пор проникновение мобильной связи значительно выросло. В такой ситуации оператор должен набирать абонентскую базу, предлагая выгодные тарифы, но не слишком давя на свои финансовые показатели.

В январе 2017 г. Tele2 представила новую стратегию, которая предполагала отход от модели «жесткого дискаунтера». Фактическое снижение стоимости услуг Tele2 стало неожиданностью в свете того, что остальные операторы, наоборот, сокращают количество трафика и отказываются от безлимитного интернета, признаются аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин и гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Это идет вразрез с объявленной Tele2 стратегией и общей тенденцией на рынке. Другие операторы в этом году повышали стоимость услуг либо сокращали количество трафика в пакетных тарифах, напоминает Либин.

Патока не видит противоречия между стратегией Tele2 и новой линейкой. Это не снижение цен, а улучшение «баланса цены и объема услуг», настаивает он, признавая, что в результате единица трафика действительно дешевеет. Модель дискаунтера у Tele2 предполагала продажу голосовой связи дешевле, чем у конкурентов. «Теперь мы продаем голос плюс интернет, которые выгоднее. Мы перестаем быть дискаунтером, чтобы не выглядеть в глазах наших клиентов лузером, который имеет только один сервис», – говорит Патока. Проникновение смартфонов растет и превысило в базе Tele2 50% – абонент воспринимает мобильную связь не только как голосовые услуги, но и как мобильный интернет, объясняет он.

Это весьма агрессивное ценовое предложение, но оператор бьет не столько ценой, сколько содержимым пакета, уточняет Анкилов. Сеть Tele2 в Москве загружена еще не полностью, поэтому оператор предлагает то, что не увеличит себестоимость услуги, отмечает он. В свете не лучших финансовых показателей оператора это весьма важно.

С конца 2016 г. операторы большой тройки проводят точечное повышение тарифов, а менеджмент периодически заявляет о необходимости ослабления ценовой конкуренции. Возможно, Tele2 решила воспользоваться тем, что остальные игроки снижают уровень агрессивности, и увеличить долю рынка, резюмируют Либин и Анкилов.