Статья опубликована в № 4307 от 21.04.2017 под заголовком: Абонентов попросят представиться

Операторы должны будут идентифицировать абонентов до начала предоставления услуг

Это может потребовать от них дополнительных расходов

Операторы связи должны начинать оказывать услуги только после проверки паспортных данных абонентов и занесения их в соответствующую базу. Это предложили чиновники в четверг на заседании временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества, сообщают «Парламентская газета» и «Российская газета».

Они ссылаются на председателя этой комиссии, сенатора Людмилу Бокову, которая пояснила «Ведомостям» через своего представителя, что новый законопроект может содержать дополнительные меры по идентификации владельца sim-карты. Например, в нем может появиться условие, что оператор связи имеет право предоставлять услуги только после появления сведений об абоненте в его базе данных. Кроме того, полагает сенатор, оператор должен проверять сведения об абоненте через различные госсистемы – Федеральную налоговую службу, Пенсионный фонд и т. д. Но для этого сотовым компаниям нужно предоставить доступ к таким системам, как сейчас реализовано у банков, отметила она.

Необходимость активизации борьбы против нелегальной торговли sim-картами председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на прошлой неделе объяснила терактом, произошедшим в петербургском метро. По ее словам, для полной победы над торговцами, которые продают sim-карты на рынках и в подземных переходах, в нарушение закона не требуя от покупателей паспортные данные, необходимо запретить операторам сотовой связи передавать sim-карты посредникам для продажи. Речь идет о посредниках, которые продают sim-карты без оформления договора и передачи оператору сведений об абоненте. Матвиенко поручила Боковой не позднее чем через месяц внести в Госдуму соответствующий законопроект, а депутатов Думы попросила в ускоренном режиме принять его.

Заместитель директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи Михаил Быковский пояснил «Ведомостям», что по закону операторы и так обязаны идентифицировать абонентов, но сейчас не несут ответственности за отсутствие такой идентификации – в полной мере по закону отвечает за это сотовый дилер. По мнению Быковского, операторы должны наравне разделить с продавцами sim-карт эту ответственность. Кроме того, по мнению Быковского, прежде чем активировать sim-карту, оператор обязан проверить наличие в биллинге данных о лице, которое ею пользуется, а при отсутствии таких данных услуги оказываться не должны. Быковский рассказывает, что Минкомсвязи разработало предложение о возможности дистанционной идентификации sim-карты через Единую систему идентификации и аутентификации (используемую для предоставления госуслуг).

Как проверяют абонентов

Сотовые операторы с 2005 г. обязаны идентифицировать клиента по паспорту, заключая договор. При этом не важно, как заключается договор – напрямую или через дилера. Закон, запрещающий продажу sim-карт в неустановленных местах, действует с 1 января 2014 г.

Сотрудники двух операторов утверждают, что изменения, которые обсуждались на заседании комиссии, потребуют от операторов перестраивания системы оформления абонентов и в связи с этим – дополнительных расходов. Но их размер пока оценить трудно, говорят они.

Необходимость подтверждать данные до начала оказания услуг повлечет некоторые технические и организационные сложности, но они вполне решаемы, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Придется ли оператору в связи с этим нести дополнительные затраты, Солодовников оценить затруднился.

Основная часть нарушений, связанных с идентификацией абонентов, сейчас действительно приходится на дилеров, а не на операторов, говорит представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. По ее словам, по действующему законодательству дилеры обязаны передавать оператору договоры с достоверными паспортными данными абонентов. К сожалению, попадаются недобросовестные посредники, нарушающие закон, отмечает она. Для достоверной проверки данных абонентов было бы правильным обеспечить доступ операторов связи к информационным системам государственных органов, говорит Айбашева.

Важно, какие инструменты будут у операторов для проверки сведений об абоненте, соглашается представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. Она также считает, что проверяться эти сведения должны через государственные информационные системы. При этом не должны пострадать абоненты в труднодоступных регионах, когда оперативно проверить данные будет сложно, предупреждает она.

Представитель Tele2 отказался от комментариев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать