PR-компании не прошли аудит

Международный рэнкинг PR-агентств Holmes report остался без российских компаний. Из-за «постоянных сомнений в данных» российских участников попросили заверять данные у аудиторов
Российские компании не захотели подтверждать данные с помощью аудиторов из большой четверки/ Pixabay

Гонорары 250 крупнейших PR-компаний в мире в 2016 г. выросли на 7% до $11 млрд, подсчитала компания Holmes report. Это самый авторитетный международный рэнкинг PR-компаний, и в этом году впервые за много лет в него не попали российские компании. Руководители агентств, опрошенные «Ведомостями», винят в этом новые правила, введенные именно для российских участников рэнкинга – с этого года их цифры должны быть заверены аудиторской компанией из большой четверки (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, EY и KPMG). Новые требования были введены из-за «постоянных сомнений в данных», следует из объяснения в анкете, с которой ознакомились «Ведомости». Представители Holmes report не ответили на запрос «Ведомостей».

Российские компании не захотели подтверждать данные с помощью аудиторов из большой четверки. «Мы понимаем обеспокоенность Holmes report, но наем большой четверки – чрезмерное требование, – считает президент КРОСа Сергей Зверев. – Для коммуникационной группы такая услуга может обойтись в сумму до $100 000». Представитель «Михайлов и партнеры» заявил, что финансовые результаты группы и так аудируются компанией «Нексия пачоли» и менять аудитора ради участия в рэнкинге не представляется целесообразным.

По словам собеседников «Ведомостей», участие в Holmes report нужно российским PR-компаниям скорее для имиджевых задач. Но когда из рэнкинга исключают Россию целиком, это, конечно, плохой знак, говорит гендиректор SPN Communications Андрей Баранников. Председатель совета директоров АГТ Вячеслав Лащевский, впрочем, уверен, что на бизнес российских PR-компаний глобально это никак не повлияет: «Но создается ощущение, что против нас вдруг ввели санкции».

В рэнкинг 2015 г. (был опубликован прошлой весной) попали шесть российских коммуникационных компаний – «Михайлов и партнеры» и iMars (63-е и 64-е места соответственно), SPN Communications и АГТ (72-е и 73-е места), КРОС (86-е место), Pro-Vision Communications (240-е место). Данные по гонорарам компаний в рэнкинге указываются в долларах. В течение 2015 г., по данным ЦБ РФ, курс рубля по отношению к доллару вырос на 29,5% до 70,88 руб. Это не помешало трем российским PR-компаниям (iMars, SPN и КРОС) увеличить гонорары в долларовом исчислении. Самое большое снижение вознаграждения показала группа «Михайлов и партнеры» – минус 13,5%. Получается, доходы всех шести участников рэнкинга в 2015 г. выросли, несмотря на ослабление рубля и кризис в экономике.

По словам президента iMars Владимира Ступникова, новые требования к российским компаниям были введены Holmes report после того, как его создатели получили запросы на внесение изменений в уже опубликованный рэнкинг. После публикации рэнкинга в прошлом году вышел скандал – один из российских участников рэнкинга усомнился в результатах конкурента и потребовал скорректировать собственные, настаивая на том, что его компания показала лучший результат, рассказали два собеседника «Ведомостей». Поскольку рэнкинг построен на доверии к присылаемым агентствами цифрам, а российские компании не входят в число крупнейших PR-фирм мира, создатели Holmes report позаботились прежде всего о собственной репутации и ввели новые жесткие требования для российских участников.

Зверев говорит, что PR-компании уже обсудили вопрос на базе Ассоциации компаний – консультантов в области связей с общественностью (Зверев ее возглавляет): «Мы рассчитываем убедить Holmes report принимать данные, проверенные качественными российскими аудиторами».