Котировки Facebook падают, хотя у него уже почти 2 млрд пользователей

Компании негде размещать рекламу, и она не объясняет инвесторам, как будет решать эту проблему
Марк Цукерберг назвал финансовые результаты компании «хорошим началом года»/ Евгений Разумный/ Ведомости

Социальной сетью Facebook ежемесячно пользуется 1,94 млрд человек, сообщила компания в своей отчетности за I квартал 2017 г. Это около четверти населения всей планеты, которое составляет 7,3 млрд человек, по данным Всемирного банка. За год ежемесячная аудитория Facebook выросла на 17%, ежедневная – на 18%. Каждый день в соцсеть заходит 1,28 млрд человек.

Вместе с аудиторией растет и выручка Facebook: в I квартале она увеличилась на 49% до $8,03 млрд, тогда как аналитики ожидали ее на уровне $7,8 млрд. Почти всю выручку Facebook получает от рекламы, причем большую ее часть дает реклама на мобильных устройствах. В январе – марте этого года мобильная реклама составила 85% всей рекламной выручки компании ($6,7 млрд). Общая рекламная выручка компании увеличилась в отчетный период на 51% до $7,9 млрд. Чистая прибыль выросла за год на 76% до $3,06 млрд.

Основатель Facebook Марк Цукерберг на телеконференции с аналитиками назвал финансовые результаты компании «хорошим началом года». Но несмотря на действительно сильные показатели, котировки Facebook после публикации отчетности упали на 2,4% до $148,3 за акцию. По данным на 21.30 в четверг, акция Facebook стоила $150,8.

Это может быть связано с тем, что компания ожидает значительного замедления роста выручки уже в этом году. Об этом заявил финансовый директор Facebook Дэвид Уэнер. При этом затраты компании вырастут, так как она, по словам Уэнера, запланировала «ряд общественно полезных и стратегических инициатив, которые могут отрицательно сказаться на финансовых показателях», цитирует его слова USA Today.

Снижение темпов роста выручки связано прежде всего с тем, что компания больше не сможет увеличивать количество рекламных мест в новостных лентах своих пользователей. Об этом Facebook предупреждал еще в прошлом году, сделал это и в этот раз, но четко не объяснил, как будет компенсировать замедление роста.

Facebook вместе с Google являются основными игроками мирового рынка интернет-рекламы, доля Google на нем составляет 33%, Facebook – 16%, сообщил WSJ аналитик Pivotal Research Брайан Вайзер, ссылаясь на данные eMarketer. По данным Interactive Advertising Bureau, в прошлом году на эти две компании пришлось 99% роста выручки всего глобального рынка онлайн-рекламы.

В феврале аналитик Jackdaw Research Джен Досон говорил USA Today, что Facebook движется к аудитории в 2 млрд человек, пределу, которого пока не достигла ни одна интернет-компания. Сейчас он считает, что при таких темпах роста аудитории Facebook перейдет рубеж в 2 млрд в конце июня. Однако, если это не выльется в рост продаж рекламы, инвесторы будут недовольны.

Один из возможных выходов – повышение цен на рекламу. Сама компания это специально не анонсирует, но в I квартале цены на рекламу в Facebook выросли на 14%, а число показов объявлений увеличилось примерно на треть благодаря росту мобильного трафика соцсети, отмечает WSJ. Уэнер говорит, что реклама на мобильных устройствах продолжает быть драйвером бизнеса Facebook.

Еще один способ – внедрение новых форматов. Например, Facebook ранее заявлял, что планирует стать площадкой для показа оригинального ТВ-контента: компания надеется, что еженедельные показы ТВ-шоу заставят пользователей больше времени проводить в Facebook за просмотром телевизионного контента. А это, в свою очередь, приведет в соцсеть те деньги рекламодателей, которые обычно отводятся ТВ-рекламе.

Цукерберг планирует создавать еще больше продуктов в сфере видео, что позволит Facebook продавать более дорогую видеорекламу, отмечает WSJ. Так, соцсеть уже тестирует трансляцию более длинных видеороликов, которые будут прерываться на рекламу, как это происходит на ТВ. Правда, рекламодатели опасаются, что в таком случае пользователи перестанут смотреть видео. Рекламодатели не полностью уверены в эффективности видеорекламы Facebook: по данным GroupM, из каждых 20 видеороликов в новостной ленте Facebook в среднем только один ролик пользователи просматривали дольше 10 секунд и три – около трех секунд.

При этом рекламодатели только увеличивают свои бюджеты на интернет, и на социальные сети в частности: так, по данным WSJ, клиенты рекламной группы Kenshoo в прошлом году увеличили свои бюджеты на рекламу в соцсетях на 41% – в том числе на Facebook и принадлежащем ему фотосервисе Instagram. А по данным eMarketer, рекламодатели и в 2017 г. будут наращивать свои бюджеты на социальные медиа: 61% рекламодателей увеличат бюджеты на рекламу в Facebook, 40% – в Instagram, 40% – в LinkedIn, 27% – в Twitter, 19% – в Snapchat.