Кабельные телеканалы Viasat и «Первый канал. Всемирная сеть» отказались рекламировать онлайн-кинотеатр Okko

Они сочли его конкурентом телевидению
Реклама Okko не попала более чем на 40 кабельных телеканалов / Максим Стулов/ Ведомости

Телеканалы семейства Viasat и «Первый канал. Всемирная сеть» отказали онлайн-кинотеатру Okko в размещении его рекламного ролика, рассказал «Ведомостям» директор по маркетингу Okko Наталья Новошинская. Источник в одной из этих компаний это подтвердил. «Первый» управляет телеканалами «Дом кино», «Музыка Первого», «Телекафе», «Время: далекое и близкое», Viasat – «Виасат нэйчер», «ТВ 1000. Русское кино», «Виасат хистори, «ТВ 1000», «Виасат эксплорер», «ТВ1000-экшн».

«В этом году мы планировали разные способы продвижения, в том числе ТВ и интернет. Но неожиданно выяснилось, что не все каналы и площадки готовы нас размещать», – говорит Новошинская. Почему это произошло, она не объясняет. Но источник в Okko уверен, что это связано с тем, что телеканалы считают Okko и другие онлайн-кинотеатры своими прямыми конкурентами и не хотят рекламировать их.

Несмотря на то что отказали Okko только каналы Viasat и «Первый канал. Всемирная сеть», онлайн-кинотеатру не удалось разместить рекламу и на других кабельных каналах – там, где рекламу продает «Национальный рекламный альянс» (НРА, единый продавец телерекламы). Речь идет о «Едином рекламном канале» (ЕРК), в который, кроме каналов «Первого» и Viasat, входит более 40 тематических каналов, в том числе каналы «Газпром-медиа» и «Национальной медиа группы».

Okko, по словам Новошинской, обратилась в НРА с вопросом, может ли она купить рекламное время на каналах ЕРК, и получила отказ. НРА ответил, что не может разместить рекламу Okko «из-за редакционной и программной политики ряда телекомпаний» («Ведомости» ознакомились с копией письма).

Кроме того, разместить рекламу Okko было технически невозможно, следует из письма НРА: она располагается в так называемом сквозном рекламном блоке, и выделить те или иные каналы из него невозможно. То есть рекламный ролик не может появиться даже на тех каналах, которые не отказывали Okko. Впрочем, компания может купить размещение в НРА по минутам, но это все равно придется согласовывать с каждым телеканалом, говорит источник в НРА. Представитель НРА отказался от официальных комментариев.

Телеканалы имеют право отклонить тот или иной рекламный ролик, если он не соответствует их политике, говорит источник в НРА. Сотрудник одного из кабельных каналов говорит, что в редакционной политике его канала не прописан отказ от размещения рекламы конкурентов. Но по «негласному договору с НРА» при согласовании рекламных кампаний каналы могут отказать в размещении, и в данном случае речь идет о рекламе конкурирующего сервиса. Тем более что и у Viasat, и у «Первого» есть свои онлайн-видеосервисы, отмечает собеседник «Ведомостей».

Доходы в онлайне

Доходы нишевых телеканалов за 2016 г. выросли на 52% до 3,9 млрд руб., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, рынок легальных видеосервисов в прошлом году вырос на 32% до 11,18 млрд руб., подсчитала J’son & Partners Consulting.

О том, что телеканалы могут отказывать в размещении рекламы онлайн-кинотеатров, знает гендиректор видеосервиса Megogo Виктор Чеканов. В том числе отказывают в размещении рекламы и каналы, входящие в ЕРК, говорит он. Впрочем, и некоторые федеральные телеканалы могут отказывать онлайн-кинотеатрам, продолжает Чеканов: в конце прошлого года один из крупных каналов отказал Megogo в размещении роликов, сославшись на то, что канал сам развивает конкурирующий видеосервис.

Федеральные каналы тоже часто отказывают нишевым каналам в размещении рекламы, знают сотрудник кабельного канала и человек, знакомый с менеджерами нескольких онлайн-кинотеатров. Представители федеральных каналов вчера не смогли это оперативно прокомментировать.

Редакция или собственник вправе отказать рекламодателю в размещении рекламы, если считает ее не соответствующей редакционной политике СМИ, это прямо написано в законе о СМИ, говорит член адвокатской коллегии Москвы Елена Лузанова.

Правда, размещать рекламу Okko отказались не только телеканалы, говорит представитель Okko, но и социальная сеть «В контакте» и видеохостинг Rutube (входит в «Газпром-медиа»). Представитель «В контакте» это опроверг, источник в Rutube подтвердил.

Представитель «Первый канал. Всемирная сеть» не ответил на вопрос, представитель Viasat отказался от комментариев.