Стоимость европейских активов, купленных азиатскими инвесторами, за два года выросла в 30 раз

Она почти сравнялась с инвестициями из США
Стоимость европейских активов, купленных азиатскими инвесторами, за два года выросла в 30 раз/ Mark Schiefelbein/ AP

Число европейских высокотехнологичных компаний, покупаемых азиатскими корпорациями, с 2014 по 2016 г. выросло более чем вдвое. Наиболее активным покупателем остается японская инвестиционная корпорация SoftBank, значительная часть европейских активов также переходит к китайским инвесторам.

По данным отчета «Азиатские горизонты» инвестиционного банка GP Bullhound, в 2014 г. азиатские покупатели приобрели 22 европейские компании, производящие софт и вычислительную технику, а в 2016 г. число подобных сделок достигло уже 49. Стоимость купленных активов за два года увеличилась в 30 раз – до $50,4 млрд. Самую крупную сделку на этом рынке заключила SoftBank, купив за $30 млрд ARM Holdings, но были и другие покупки стоимостью более $1 млрд. В частности, китайские компании купили норвежского разработчика браузера Opera Software за $1,2 млрд, а британский сайт для путешественников Skyscanner был куплен китайским турагентом Ctrip за 1,4 млрд фунтов стерлингов.

Второй по стоимости сделкой после ARM стала продажа финской игровой компании Supercell за $8,6 млрд, но в данном случае имела место транзакция между азиатскими компаниями – SoftBank продала этот бизнес китайской Tencent.

Японцы часто покупают европейские высокотехнологичные активы, но и среди них SoftBank выделяется особенно агрессивной стратегией поглощений. Помимо сделки с ARM эта корпорация начиная с 2014 г. купила 24 европейские компании на сумму $6,2 млрд.

Китайцы быстро догоняют японцев по активности поглощений – если в 2014 г. под их контроль перешла всего одна европейская компания, то с начала 2016 г. их число составило 19. Это 48% всех европейских компаний, купленных за этот период азиатскими инвесторами. Стоимость китайских сделок достигла $19,2 млрд, т. е. 90% суммы всех азиатских покупок в Европе, если не считать покупку ARM.

Великобритания стала самым привлекательным рынком для азиатских покупателей, на нее с 2014 г. пришлось 30 сделок на общую сумму $37,4 млрд. Следующим по популярности регионом стала Скандинавия – здесь азиатские покупатели заключили 20 сделок на $13 млрд.

Пер Линдтроп, директор GP Bullhound, отмечает, что в 2016 г. азиатские покупатели потратили на европейские активы почти столько же, сколько компании из Северной Америки, традиционно проявляющие большой интерес к европейским активам. Для европейских участников IT-рынка предложения о покупке со стороны азиатских компаний открывают иные возможности, чем предложения из Кремниевой долины.

«В Азии много потребителей, ориентированных прежде всего на мобильные технологии, и очень популярны соответствующие приложения, здесь очень быстро осваиваются новые технологии, – считает Линдтроп. – Интерес тех или иных компаний к этому может различаться, но для разработчиков вроде Skyscanner доступ к японскому и китайскому рынкам международных путешествий означает резкое расширение перспективы».

Перевел Александр Силонов