Moroz Records не смог добиться вечной блокировки «В контакте» за пиратство

Суд вновь признал соцсеть добросовестным посредником
Музыкальный лейбл Moroz Records не смог добиться вечной блокировки «В контакте» за пиратство. Суд вновь признал социальную сеть добросовестным посредником/ Reuters

Компания «Музыкальное право» (бренд Moroz Records) не смогла заблокировать через суд доступ к социальной сети «В контакте». Мосгорсуд отклонил требования Moroz Records еще в мае, следует из информации на сайте суда. «Ведомости» ознакомились с мотивировочной частью судебного решения.

Конфликт между «В контакте» и одним из старейших музыкальных лейблов начался в прошлом году, когда «Музыкальное право» обвинило соцсеть в незаконном размещении песен Виктора Цоя, Михаила Звездинского, групп «Круиз» и «Звуки Му». Компания попросила Мосгорсуд наложить на «В контакте» временные обеспечительные меры, т. е. заблокировать спорный контент в соцсети на две недели – до подачи иска по существу. Суд согласился это сделать, но блокировки не произошло. Представитель Роскомнадзора заявлял, что страницы не были внесены в реестр блокировок, поскольку спорные песни из «В контакте» были удалены, хотя корреспондент «Ведомостей» убедился, что некоторые из них были по-прежнему доступны.

«Музыкальное право» выдвинуло в иске два требования: заблокировать страницы «В контакте», где размещены песни, права на которые ему принадлежат, а также возместить ущерб на 1,95 млн руб. (по 75 000 руб. за каждую песню). Суд отказал «Музыкальному праву» по обоим пунктам.

В ходе разбирательства выяснилось, что у него есть права не на все заявленные в иске песни. Права на часть треков Виктора Цоя находятся у «Объединенного медиа агентства» (ОМА), управляющего ими по лицензии, купленной у «Первого музыкального издательства», следует из решения суда. На страницы «В контакте» эти треки были загружены с ведома ОМА, говорится в решении. Требования по этим песням истец снял.

Отказывая в денежной компенсации и блокировке, суд сослался на положения четвертой части Гражданского кодекса, по которой владелец интернет-ресурса признается информационным посредником и не несет ответственности за то, что выкладывают на сайт пользователи. При этом он обязан реагировать на жалобы правообладателей и принять все необходимые меры «для прекращения нарушения интеллектуальных прав». Во время судебных заседаний обе стороны подтвердили, что такие меры «В контакте» были приняты и спорные песни были удалены с сайта, говорится в тексте решения суда.

Чьи права?

В начале июня сын Виктора Цоя Александр выиграл суд у «Музыкального права». Басманный суд Москвы признал недействительным договор с лейблом и расторг его, сообщало агентство «Интермедиа». «Причиной иска стали злоупотребления со стороны «Музыкального права». В частности, «компания пыталась продавать хиты музыканта третьим лицам по завышенным ценам», говорил представитель истца. Александр Цой владеет 50% прав на песни отца, второй наследник – отец Виктора Цоя, Роберт Цой.

Правообладатели не раз пытались засудить «В контакте» за пиратство, многие из них называли соцсеть крупнейшим источником нелицензионного контента в России. Самыми знаковыми для «В контакте» были суды с тремя музыкальными мейджорами – Sony Music, Universal Music и Warner Music. Они пытались добиться признания «В контакте» пособником пиратов и отсудить у нее $50 млн компенсации. Однако суд тогда встал на сторону соцсети и признал ее добросовестным посредником. В результате мейджоры заключили с «В контакте» мировое соглашение и их музыка в социальной сети стала легальной. За это Mail.ru Group (у нее 100% «В контакте») платит мейджорам около $8 млн в год.

Moroz Records тоже пытается добиться от «В контакте» подписания лицензионного договора, но стороны так и не договорились, рассказывали ранее «Ведомостям» источники в двух музыкальных лейблах. В этом и была причина подачи иска, знают они.

В отличие от других лейблов Moroz Records пытался добиться вечной блокировки «В контакте»: это первое дело против соцсети по новому антипиратскому закону. Он вступил в силу в 2015 г. и дал возможность правообладателям добиваться постоянной блокировки на территории России сайтов, которые дважды признаны судами нарушителями интеллектуальных прав. «После первого решения мы намерены подать второй иск уже о вечной блокировке», – говорил основатель Moroz Records Сергей Морозов «Ведомостям» ранее. Вчера он лишь сообщил, что компания будет обжаловать решение Мосгорсуда. Правда, срок обжалования истекает на следующей неделе.