Что изменилось на «Почте России» при Дмитрии Страшнове

Команда топ-менеджера наладила работу неэффективного госпредприятия, но не диалог с государством
Дмитрий Страшнов превратил «Почту России» в бизнес-проект / Максим Стулов/ Ведомости

Контракт гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова истек в субботу, 1 июля, и не был продлен. Временно исполняющей обязанности гендиректора ФГУП «Почта России» назначена Ольга Осина. Осина была первым заместителем Страшнова.

Страшнов проработал в должности гендиректора «Почты России» четыре года. Его приходу туда в 2013 г. предшествовал скандал вокруг коллапса международного почтового обмена. В апреле 2013 г. очередь из грузовиков возле Центра международной почты на Варшавском шоссе в Москве периодически достигала нескольких километров. Тогда рост популярности интернет-торговли и вызванный им вал международных отправлений застал «Почту России» врасплох: на таможне скопилось 500 т посылок, которые предприятие не успевало сортировать и развозить. Перед новым руководителем ФГУПа и его командой государство поставило задачу – для начала сделать так, чтобы почта просто нормально функционировала. В стратегии развития почты эта формулировка была расширена: она включила в себя задачу сделать из российской почты эффективную самоокупаемую компанию.

ФГУП с человеческим лицом

На почту ежедневно приходит порядка 6,5 млн россиян, и, по данным опросов, престиж предприятия в их глазах удалось выправить. По крайней мере, как следует из данных фонда «Общественное мнение» (ФОМ), в 2015 г. доля россиян, удовлетворенных работой предприятия, превысила 70%. В 2013 г. этот показатель, по разным опросам, составлял около 14%, говорил журналистам замминистра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. По мнению чиновника, значительный вклад в рост показателя внес менеджмент.

Константин Англичанов
Директор Fitch Ratings

«Еще более существенно повысить прибыльность почты помогло бы ее акционирование, а этот процесс до сих пор не завершен. Без акционирования требования к почте по прибыльности звучат как завышенные ожидания: это все равно что просить стрелять из палки».

Большая часть карьеры Страшнова была связана с работой в крупных международных корпорациях, а последним до почты местом работы был мобильный оператор «Tele2 Россия». «Впервые мы получили почту с человеческим лицом», – говорит об изменениях президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. На встречах с корпоративными клиентами заместители директора почты диктовали свой мобильный телефон и просили звонить по любому вопросу, вспоминает он, – практика вполне обычная для бизнеса, но не для бюрократической госструктуры.

Александр Иванов
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли

«Раньше при слове «почта» каждый вспоминал любимый анекдот, теперь от этой анекдотичности удалось отойти. Основные функциональные проблемы удалось решить. С 90-х гг. еще ни одному поколению менеджмента «Почты России» это не удавалось».

Подправили имидж

Если говорить об обслуживании физлиц, улучшение сервиса происходит медленно, поскольку на почте работает огромная армия людей и привить им новые стандарты общения с клиентами нелегко, рассуждает Иванов. Тем не менее в отделениях почты внедряются процессы, которые апробированы в розничных компаниях и банках. Например, предприятие отменило обеденные перерывы в работе отделений Москвы и постепенно запускает в них системы видеомониторинга: диспетчеры в режиме онлайн получают трансляцию из наиболее загруженных отделений столицы и контролируют наличие в них очередей.

С 2012 г. «Почта России» поднялась в мировом рейтинге почтовых операторов по качеству службы международных почтовых отправлений EMS со 140-го на 6-е место (в I квартале 2017 г.). При составлении рейтинга в расчет принимаются соблюдение сроков доставки входящих международных отправлений и сводный показатель качества работы претензионной службы (быстрота ответов на претензии, качество работы контакт-центра и др.).

Кандидат Минэка

Основным кандидатом на должность гендиректора «Почты России» собеседники «Ведомостей» называют замминистра экономического развития Станислава Воскресенского. В министерстве он курирует продвижение экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Есть такие интересы и у «Почты России». ФГУП планировал организовать транзит международной почты из Китая в Европу по территории России.

С 2013 г. размер международных отправлений вырос более чем в 10 раз, но крупных сбоев и тем более коллапсов в их обработке пока не наблюдается, говорит Иванов. Нельзя не отметить удачно сложившуюся рыночную конъюнктуру, говорит аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин: в 2016 г. количество международных почтовых отправлений с товарным вложением составило 225 млн, что примерно в 6 раз выше показателя 2013 г., и «Почта России» стала одним из бенефициаров быстро растущего рынка электронной торговли.

Акционировать не получилось

Реформировать почту предлагалось без участия государственных денег. А чтобы ФГУП смог заработать на реформу, предприятие предполагалось акционировать. Переход в статус 100%-ного государственного ОАО был нужен почте для введения корпоративных стандартов управления и получения права использовать свой имущественный блок – например, продать ненужные здания и построить на эти деньги центры сортировки. Еще одна открывавшаяся перспектива – возможность инвестиций в сторонние компании.

Закона о собственном акционировании «Почта России» при Страшнове так и не дождалась, но с 2014 г. получает не обеспеченную поддержкой государства чистую прибыль. В последний раз до этого предприятие видело прибыль в 2005 г. – т. е. бумажную чистую прибыль почта получала регулярно, но в нее включались государственные дотации.

Не договорились с чиновниками

Инвестиции в развитие «Почта России» получает из собственных средств и кредитов. В этом году она планирует вложить в себя 53,1 млрд руб., следует из утвержденной Минкомсвязи программы деятельности предприятия, с которой ознакомились «Ведомости». Около 36,5 млрд руб. из них будет профинансировано за счет кредитных средств. Направлений для инвестиций «Почте России» хватает. Среди основных – дооснащение отделений техникой и их модернизация, замена устаревшего оборудования, модернизация инфраструктуры логистики и развитие транспортной инфраструктуры.

Премия отдельно – увольнение отдельно

В ноябре 2016 г. Генпрокуратура сочла незаконной выплату Страшнову премии за 2014 г. (95,4 млн руб.) и предложила возбудить уголовное дело по статье «злоупотребление полномочиями». В феврале 2017 г. в СКР были направлены материалы еще одной прокурорской проверки, связанной с размером выплат заместителям Страшнова. А в марте возбуждено уголовное дело в отношении директора департамента Минкомсвязи Ирины Лаптевой. По версии следствия, Лаптева, готовившая трудовой договор с руководителем «Почты России», превысила свои должностные полномочия и рассчитала ему завышенный в 8 раз должностной оклад, а также завысила размер вознаграждения за 2014 г. Страшнов в интервью РБК предположил, что история с бонусом может быть элементом «информационного давления» на него и команду. «Я бы очень не хотел связывать свой уход и возможные изменения в команде именно с тем уголовным делом», – заключил он.
Елизавета Серьгина заместитель редактора отдела «Технологии и телекоммуникации»

Почта не сокращала число отделений (в 2013 г. их было 41 420, в 2016 г. – 42 068). ФГУП повысил зарплаты сотрудникам, не сокращая их число.

Объективных причин для недовольства Страшновым и его командой у правительства не было, считает Иванов. Новая команда привнесла корпоративные модели в государственную структуру. Благодаря этому им удалось вывести почту на самоокупаемость, но именно эта бизнес-ориентированность привела к недовольству, рассуждает Иванов. Среди «провалов» «Почты России» Нигматуллин отмечает недостаточно высокий потенциал ее менеджмента в плане лоббирования интересов ФГУПа. Для госкомпаний в России, похоже, все-таки очень важный элемент – политический вес, которого в данном случае оказалось недостаточно, резюмирует эксперт.