Евгений Касперский уже давно неформально сотрудничает с ФСБ

Письма, доказывающие эту связь, обнаружило агентство Bloomberg
Ни у «Лаборатории Касперского», ни у кого-либо из ее руководства нет и не было неуместных связей с каким-либо правительством, говорит представитель «Лаборатории Касперского»/ Е. Разумный/ Ведомости

Отношения между «Лабораторией Касперского» (ЛК) и Федеральной службой безопасности (ФСБ) были гораздо более близкими, чем официально признавала компания, сообщает Bloomberg со ссылкой на внутреннюю корпоративную переписку компании, с которой ему удалось ознакомиться.

Упомянутые электронные письма относятся к октябрю 2009 г. В одном из них Касперский упоминает секретный проект, начатый годом ранее «по большой просьбе с Лубянки». ЛК подтвердила подлинность письма. Речь в письме идет о софте, предназначенном для защиты от атак типа DDoS, но оснащенном и другими функциями. Компания также сотрудничала с поставщиками услуг хостинга с целью выявления злоумышленников и блокировки их атак, при этом использовались методы «активного противодействия», которые, как писал Касперский, желательно держать в секрете. В числе прочих мер «активной защиты» специалисты по безопасности нередко применяют взлом или блокировку компьютеров хакеров.

Bloomberg отмечает, что предлагаемая компанией защита от DDoS-атак включает два компонента. Первый – использование традиционных средств и приемов, в том числе перенаправления вредоносного трафика на серверы, для которых он не представляет угрозы. Второй более неоднозначен. ЛК информирует спецслужбы о местонахождении хакера и посылает своих специалистов участвовать в рейдах вместе с правоохранителями. Именно об этом обстоятельстве, считает информированный источник, говорит Касперский в своем письме.

Руководителем упомянутого проекта был заместитель генерального директора ЛК по юридическим вопросам Игорь Чекунов, ранее работавший в силовых структурах. По словам источников Bloomberg, Чекунов активно участвует в проектах, совместных с ФСБ и другими ведомствами, в том числе связанных со сбором персональных данных с пользовательских компьютеров. Источники упоминают и другого сотрудника, ранее работавшего в правоохранительных органах, – Руслана Стоянова. Он возглавлял в компании отдел расследований и участвовал в рейдах силовиков против хакеров. Зимой Стоянов вместе с одним из офицеров ФСБ был арестован по обвинению в государственной измене, что сделало картину отношений ЛК с властями еще более непростой. ЛК утверждает, что свои противоправные действия Стоянов совершал до прихода в компанию.

У ФБР есть вопросы

В июне сотрудники американского Федерального бюро расследований (ФБР) навестили дюжину сотрудников ЛК, они задавали вопросы о бизнесе компании. Об этом сообщали NBC News и ABC News. По данным их источников, ФБР собирает данные о методах работы ЛК, включая то, насколько детально американский офис информирует Москву о своей деятельности.

ЛК оценивает количество своих пользователей во всем мире в 400 млн, однако примерно 200 млн человек из их числа, возможно, об этом не подозревают, сообщает Bloomberg. Распространенность технологий компании в значительной мере обусловлена особенностью лицензионных соглашений, позволяющей клиентам негласно встраивать антивирусные функции в самые разные IT-продукты, от сетевых брандмауэров до телекоммуникационного оборудования, при этом бренд ЛК на продуктах не ставится. Такое положение вызывает озабоченность у служб национальной безопасности США, заявляющих, что ЛК связана с российскими властями. В мае на открытых слушаниях в сенате шести руководителям американских силовых ведомств был задан вопрос, допустимо ли использование в сетях этих ведомств продуктов ЛК, часто встречающихся в магазинах Best Buy. Руководители единодушно дали отрицательный ответ.

У большинства компаний, занимающихся кибербезопасностью, есть связи с правительственными структурами соответствующих стран, но упомянутая переписка ставит под сомнение тщательно поддерживаемый имидж ЛК как компании, свободной от влияния властей, отмечает Bloomberg.

Ни у «Лаборатории Касперского», ни у кого-либо из ее руководства нет и не было неуместных связей с каким-либо правительством, говорит представитель «Лаборатории Касперского». Компания регулярно проводит встречи с представителями правительств и правоохранительных органов разных стран с единственной целью – для борьбы с киберпреступностью, отмечает он. Факты из внутренней переписки, упомянутой в статье, либо неверно истолкованы, либо сознательно искажены, отмечает он.

По оценкам IDC, на рынки Западной Европы и США приходится около $374 млн из общего объема продаж (в 2016 г. – $633 млн) компании Касперского.