Антимонопольная служба не одобрила подход московских властей к долгам за рекламные щиты

Претензии связаны с отношениями департамента СМИ и оператора ТРК
Чиновники подошли к щитам неконкурентно/ Андрей Гордеев/ Ведомости

Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Москве признало столичный департамент СМИ и рекламы нарушителем закона о конкуренции при работе с оператором наружной рекламы – компанией ТРК, рассказал «Ведомостям» представитель службы.

У антимонопольной службы появились вопросы к столичным чиновникам после того, как департамент возобновил договор с ТРК после его расторжения. Проверка УФАС шла с февраля 2017 г.

Нарушение закона связано с неравным подходом департамента к оплате просроченной задолженности операторами, пояснил представитель УФАС. Служба, по его словам, потребовала, чтобы нарушения были устранены. Пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы Москвы Константин Горохов сказал «Ведомостям», что департамент пока не получал уведомление от УФАС, от других комментариев он отказался.

Большие ожидания

100 миллиардов рублей рассчитывали получить московские чиновники с операторов наружной рекламы за 10 лет работы по договорам после проведения торгов в 2013–2014 гг. ТРК получила 1476 мест под щиты и пообещала выплачивать за это 2,25 млрд руб. в год в течение 10 лет

По закону чиновники имеют право выдавать компаниям места для размещения наружной рекламы после проведения аукционов. В 2013–2014 гг. власти Москвы разыграли на аукционах 90% мест для размещения рекламных конструкций в городе. После торгов ТРК, аффилированная с холдингом «Гема» Александра Геллера, стала вторым оператором наружной рекламы в Москве по числу конструкций после Russ Outdoor, хотя раньше ТРК не работала на этом рынке.

С самого начала работы компании на столичном рынке департамент СМИ и рекламы применял особые условия к ТРК, жаловались источники в других операторах – участниках рынка. Например, в конце 2014 г. ТРК сильно задержала платеж департаменту и предоставила вексель – департамент документ принял, а компания погасила задолженность спустя два месяца. С другим оператором наружной рекламы – «Никэ» в том же 2014 году департамент расторг договор после того, как оператор не смог рассчитаться. Сотрудники других операторов, в том числе «Никэ», говорили «Ведомостям», что чиновники не позволили компаниям воспользоваться аналогичными средствами для отсрочки платежа.

ТРК задержала платеж и в прошлом году. Она должна была перевести департаменту СМИ и рекламы 1,9 млрд руб. в конце 2016 г. В январе 2017 г. департамент уведомил ТРК, что расторгает договоры из-за невыплаты аванса. Договоры расторгаются в день направления уведомления, департамент демонтирует щиты ТРК, говорил ранее Горохов «Ведомостям». Через три недели после расторжения договора ТРК перечислила часть долга, и департамент «восстановил» пять из восьми соглашений с ТРК. Раньше департамент восстанавливал договоры с операторами после расторжения, но исключительно в судебном порядке.

Для чиновников важно получить деньги от операторов наружной рекламы, поэтому они готовы ждать платежей, сказал «Ведомостям» генеральный директор «ЭСПАР-аналитик» Андрей Березкин. Платежи операторов сильно возросли, им приходится брать кредиты для того, чтобы рассчитаться с городом, говорит он. Будет ли у чиновников в этом году потребность ждать платежей от операторов, неизвестно: рынок рекламы не растет, а платежи все еще слишком высоки, говорит он.

Представитель Russ Outdoor отказался от комментариев, представители ТРК и Gallery не ответили на запрос.