Фонд Дмитрия Гришина инвестировал в гонконгский прокат велосипедов

Компания Gobee.bike получит $9 млн от него и Alibaba – это растущая ниша для инвестиций
Gobee.bike собирает в облачное хранилище информацию о расположении велосипедов и о том, как часто, как долго и где гонконгцы используют велосипеды/ Long Hei Chan / Pacific Press / ZUMA / ТАСС

Венчурный фонд Grishin Robotics вместе с китайским Alibaba Entrepreneurs Fund вложили $9 млн в гонконгский велопрокат Gobee.bike, сообщил представитель Grishin Robotics. Сколько вложил каждый, стороны не сообщают, размер полученной доли в компании тоже.

Gobee.bike была создана в феврале 2017 г. Отличие гонконгского проката от московского состоит в том, что у велосипедов нет закрепленных в одном месте станций, рассказывает основатель Grishin Robotics Дмитрий Гришин. Каждый велосипед оборудован GPS, и пользователь ищет его с помощью мобильного приложения. Фонд Гришина уже инвестировал в похожий сервис - велопрокат Spin в Сиэтле и Южном Сан-Франциско.

В планах Gobee.bike расширить прокатную сеть на Северную Америку, Европу и азиатские страны, заявил основатель компании Рафаэль Коэн ресурсу Techcrunch. Но ближайшие планы стартапа скромнее. К концу августа сервис собирается охватить Новые Территории (район острова Гонконг), остров Лантау и Коулун, сообщил «Ведомостям» представитель Gobee.bike.

Изначально фонд Гришина, созданный в 2012 г., планировал инвестировать в робототехнику. Но если фонд выбрал одно направление, это не значит, что он не может инвестировать в компанию из другой сферы, особенно если она финансово привлекательна, объясняет основатель венчурного фонда Almaz Capital Александр Галицкий. Тем более, что у Grishin Robotics в этой сделке сильный партнер, который знает и понимает локальный рынок, отмечает Галицкий. Вложение средств в массовый сервис совместно с сильным и уважаемым партнером — идеальный шаг, согласен основатель Run Capital Андрей Романенко. Можно думать о консолидации и масштабировании сервиса в таких разных по манере потребления странах, как Америка и Гонконг, отмечает Романенко.

Компании по шерингу велосипедов имеют хорошие перспективы, потому что в крупных городах все больше людей пересаживаются на этот вид транспорта из-за пробок, считает сооснователь и управляющий партнер венчурного фонда Inventure Partners Сергей Азатян. За последние 5 лет велопрокаты привлекли почти $1 млрд инвестиций, напоминает Ольга Маслихова, управляющий партнер Phystech Ventures. По ее словам, крупнейшими в этой области были сделки Ofo из Пекина, которая привлекла $585 млн, и Mobike из Шанхая с инвестициями в $325 млн. Но есть риск, говорит Маслихова: сложно придумать конкурентные преимущества для своего сервиса, а окупается бизнес долго.