Заявки на размещение наружной рекламы в Петербурге подали 18 компаний

Комитет по печати проводит конкурс вопреки предписанию ФАС
Договоры на размещение конструкций давно истекли / Евгений Егоров/ Ведомости

Комитет по печати и взаимодействию со СМИ закрыл сбор заявок на конкурс по размещению наружной рекламы. По данным сайта torgi.gov.ru, 18 участников подали 41 заявку на 23 лота (включают 9267 конструкций). Стартовая цена всех лотов – 9,8 млрд руб., срок договора – 10 лет.

На самый большой лот, состоящий из 766 рекламоносителей разных форматов, претендует только ООО «Реклама-центр» (входит в холдинг «Адамант»). Его предложение – 1,35 млрд руб., всего на 100 млн руб. больше начальной цены. Оно же поборется за 258 лайтпостеров на остановках городского транспорта (51,1 млн руб.).

ООО «Руан», входящее в корпорацию «Руан» Игоря и Вячеслава Ананских, подало заявки на 2210 конструкций. Их общая начальная цена – 3,8 млрд руб., компания предложила 4,5 млрд руб.

Russ Outdoor претендует на 2657 конструкций в пяти лотах и готова заплатить за них 3,4 млрд руб., это начальная цена контракта. На три из пяти лотов претендует только Russ Outdoor.

ЗАО «Постер» претендует на два лота – за 3071 конструкцию компания Кирилла Опарина готова заплатить 1,7 млрд руб., на 1,5% больше начальной цены. «Руан», также подавший заявку на эти лоты, увеличил цену почти на 20% до 2 млрд руб.

На три лота из 476 конструкций общей начальной стоимостью около 800 млн руб. претендует ООО «Энергостроительная компания» (ООО «Эско») из Ленобласти. Оно может быть связано с ЗАО «Волгобалт медиа», которое, по данным СПАРК, было его учредителем до 2014 г. (сейчас «Эско» принадлежит Екатерине Ильиной). «Эско» готова заплатить за эти лоты 1,5 млрд руб., причем на лот, включающий 342 конструкции, это единственный претендент.

На два крупных лота подала заявки ГК «Артбизнеслайн» (оператор наружной рекламы из Новосибирска). За 274 билборда и один суперсайт компания готова предложить 1,2 млрд руб., почти в 2 раза больше начальной цены. Этот лот стал одним из самых привлекательных – на него подано сразу четыре заявки, среди претендентов «Руан», ООО «Пиар практика» (100% принадлежит Елене Гришкиной) и московское ООО «Вестдиа медиа», которое входит в Gallery. Четыре заявки было подано также на лот для малого бизнеса из 64 билбордов, больше всего готова заплатить «Эско» – 235,5 млн руб., почти в 2 раза больше начальной цены.

На конкурс пришли также небольшие игроки. Созданное в 2016 г. ООО «Рекмастер» (принадлежит Сергею Проценко) подало заявки на 1400 театральных афишных стендов, оно же вместе с ООО «Рекламное агентство «Вертикаль» претендует еще на 1041 афишный стенд. Две заявки подали также компании, близкие к сети ресторанов «На парах», они претендуют на 772 рекламных места на городских остановках. На пять дисплеев вместе с новосибирским «Артбизнеслайном» претендует ООО «Северная столица», которое конфликтовало с городскими властями из-за дисплеев в историческом центре. Представитель «Северной столицы» от комментариев отказался, связаться с «Артбизнеслайном» не удалось. Представитель «Реклама-центра» пока не смог прокомментировать открытие заявок.

«Волгобалт медиа» не принимает участия в конкурсе в связи с предписанием УФАС России, утверждает директор по продажам и маркетингу оператора Дмитрий Ганибалов.

«Постер» подал заявки только на места, которые были у него ранее, говорит гендиректор и совладелец оператора Кирилл Опарин. В случае выигрыша по всем заявленным лотам число сторон, по его словам, сократится с нынешних 2000 до 1200.

В заявке Russ Outdoor тоже действующие адреса оператора. Стоимость рекламных мест оценивало ГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости», они выставлялись на торги сразу с увеличением к текущей на 40%, что соответствует максимальной рыночной стоимости, считает гендиректор Russ Outdoor в Петербурге Владимир Рябовол. «Даже при этой стоимости купить наши лоты, как показали результаты торгов, не нашлось ни одного желающего, кроме нас самих», – добавил он. По словам Рябовола, число сторон Russ Outdoor в Петербурге после конкурса в случае победы во всех лотах сократится примерно на 15–20% к существующему объему. На самый крупный лот за 1,34 млрд руб. Russ Outdoor не стала претендовать, так как существенное расширение бизнеса в существующих сложных экономических реалиях не соответствовало стратегическим интересам компании, сообщил Рябовол.

Гендиректор корпорации «Руан» Вячеслав Ананских говорит, что в 2012 г. у его компании было 4570 носителей. Какую долю может занять по итогам конкурса «Руан», он не комментирует: «Сложно давать прогнозы по динамике доли рынка, когда неизвестно, как закончится конкурс».

Торги на размещение наружной рекламы городская администрация не может провести с 2014 г. На торги, объявленные 2 июня, в Петербургское УФАС и в центральный аппарат ФАС были поданы десятки жалоб. ФАС обнаружила недостатки в конкурсной документации и 27 июля предписала комитету перенести торги. Комитет отказался это сделать и подал к ФАС иск в московский арбитраж. Первое заседание по делу назначено на 26 сентября. Ввести обеспечительные меры и приостановить предписание ФАС суд отказался, и теперь комитету грозит штраф, а торги могут быть признаны недействительными.

«Конечно, мы опасаемся отмены конкурса из-за ФАС, но надеемся, что он все-таки состоится после того, как мы очень долго к нему шли», – говорит Опарин. Рябовол добавляет, что организатор торгов «действовал в рамках законодательных норм, правовых процедур и своих полномочий».

Из-за допущенных комитетом по печати нарушений петербургский бюджет недополучит несколько миллиардов рублей, полагает председатель комитета по рекламе общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Илья Котов. Участникам нет смысла поднимать цену больше чем в 1,9 раза, так как дополнительных баллов они за это согласно конкурсной документации не получат, а если бы петербургская администрация провела открытый аукцион, бюджет мог бы получать до 4–6 млрд руб. ежегодно, объяснил он.