В Азии выросло поколение пользователей, не пользующихся клавиатурой

Поэтому интернет-компании стали активно развивать голосовые и видеосервисы
Новые пользователи для ввода команд в поисковиках или сообщений в почтовых программах пользуются средствами распознавания голоса и изображения/ Евгений Разумный/ Ведомости

Развитие интернета вступает в очередную фазу. Новые пользователи для ввода команд в поисковиках или сообщений в почтовых программах пользуются не клавиатурой, а средствами распознавания голоса и изображения. Речь идет преимущественно о людях с невысоким уровнем образования, которые приобщаются к IT-миру благодаря дешевым смартфонам и интуитивно понятным приложениям. Поэтому IT-компании вынуждены приспосабливать продукты к их возможностям и одновременно конкурировать с местными разработчиками. Глава проекта Google по системам ввода текста Сизар Сангупта признает, что компания столкнулась с новым типом пользователей, которые во многом отличаются от представителей «первого миллиарда».

Синх, 36-летний носильщик на вокзале индийского Нью-Дели, зарабатывает меньше $8 в день, с трудом читает и еще хуже печатает. Но это не мешает Синху отправлять сообщения и загружать на смартфон кинофильмы. Он наговаривает команды и сообщения в свой смартфон Sony, оснащенный функцией голосового ввода. Также устройство отображает на экране значки популярных во всем мире приложений, включая поисковик Google и мессенджер WhatsApp. Еще есть незнакомые европейцам или американцам программы: браузер UC Browser, плеер MX Player и инструмент для обмена файлами SHAREit. Они специально адаптированы для медленного интернета и малых объемов памяти. Они не входят в сотню самых популярных приложений США, но, по оценке App Annie, уже больше двух лет не покидают десятку востребованных приложений Индии. А многие популярные в США программы не входят в индийские рейтинги.

Таких пользователей, как Синх, масса в странах Азии, Ближнего Востока и Африки. UC Browser занимает первое место по числу загрузок в Индонезии и Йемене, SHAREit пользуется огромной популярностью в Иране и ЮАР, а MX Player – в Бангладеш, Омане и Камбодже. Новые потребители – шанс для резкого рывка, но действовать нужно быстро, уверен основатель консалтинговой компании Studio D Radiodurans Ян Чипчейз. Доступ в интернет имеет 400 млн жителей Индии (хотя ее населяет 1,3 млрд человек). Масштабы индийского рынка обещают компаниям значительную клиентскую базу даже при небольшой доле рынка. Например, доля Apple не превышает 3% ввиду высоких цен на iPhone, и на индийском рынке властвует Android. Но Apple настроена очень агрессивно и очень оптимистично насчет индийского рынка, говорил несколько дней назад гендиректор корпорации Тим Кук.

Перевел Александр Силонов