Холодное лето заставило москвичей отказаться от дач в пользу интернета

Операторы проанализировали большие данные о передвижениях абонентов
Парки, пляжи и дома отдыха недосчитались посетителей: они пережидали холода в интернете / Андрей Махонин/ Ведомости

Холодное лето 2017 г. москвичи предпочли провести дома и стали реже бывать в парках, на пляжах и за городом, говорится в исследовании МТС. Такой вывод оператор сделал из анализа обезличенных больших данных о местонахождении своих абонентов, постоянно живущих в Москве и Московской области. МТС анализирует накопившийся за несколько лет трафик, который генерируют клиенты на базовых станциях. Затем инструменты анализа больших данных выявляют модели поведения абонентов, которые позволяют сделать вывод о маршрутах клиента – например, от места работы до места проживания, объясняет представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Так, посещаемость столичных парков летом снизилась год к году на 9%, посчитал оператор, а пляжей и водоемов – на 20%. Не рос интерес и к подмосковным дачам и домам отдыха – число поездок жителей столицы в Подмосковье сократилось на четверть. Количество дачников, регулярно выезжающих в область на выходные, снизилось на 16%. Максимальное снижение количества поездок в область в 2017 г. МТС наблюдала в июле, когда поток дачников год к году снизился на 31%. Однако москвичи столь же активно, как и прежде, путешествовали по России и выезжали за границу, отмечает Солодовников.

Город-сад

Структуры московской мэрии заключили в 2017 г. контракты на создание и благоустройство парков, скверов и набережных на 44,8 млрд руб., следует из информации на сайтах госзакупок. Это сопоставимо с расходными частями бюджетов Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и Новосибирска – в 2017 г. они составили 37–39 млрд руб.

Схожие выводы и у других операторов. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева соглашается с наблюдениями МТС. Кроме того, о небольшом росте трафика сообщает и представитель «Акадо». Оба оператора отмечают увеличение времени просмотра ТВ. Как и МТС, «Вымпелком» и «Акадо» объясняют поведение абонентов холодным и дождливым летом, говорит Айбашева.

Помимо погодных условий препятствовать прогулкам в парке могли и строительные работы по программе «Моя улица», говорит профессор Высшей школы урбанистики Алексей Крашенинников.

Чаще оставаясь дома, москвичи увеличили потребление домашнего интернета. Летом 2017 г. московские абоненты МГТС в среднем проводили в интернете 5 ч 40 мин в день, что на 10 мин больше показателя прошлого лета, говорит представитель оператора Татьяна Мартьянова. Весь трафик провайдера в Москве летом 2017 г. вырос год к году в 2 раза до 400 эксабайт (миллионов терабайт), говорит она. Мартьянова не раскрывает, как рост трафика отразился на выручке оператора.

Погодные условия сказались и на других отраслях.

Весна и лето в этом году оказались неудачными для российских продавцов одежды и обуви, рассказывали ранее «Ведомостям» участники рынка. После майских снегопадов они столкнулись с сокращением покупательского потока и слабым спросом на летние вещи. Июнь и июль в Москве, Петербурге и Центральной России также были холодными, напоминает вице-президент ГК «Новард» (сеть магазинов «Эконика») Сергей Саркисов. Поэтому спрос на летнюю обувь сместился на август и совпал с периодом активных распродаж, добавил он. Российское подразделение датской Carlsberg Group называло холодное лето одной из причин, по которым российский рынок пива в первом полугодии 2017 г. сократился на 5%. Летом традиционно снижается посещаемость ресторанов и развлечений в крытых помещениях, но в этом году из-за погоды оттока не наблюдалось, говорит партнер консалтинговой компании Colliers International Анна Никандрова.

«Мосгорпарк», координирующий деятельность парков столицы, еще не подвел итоги посещаемости в летний сезон, сообщил его представитель.