Как дроны помогают бизнесу и людям

Начав со съемок свадеб, дроны сумели заинтересовать крупный бизнес
Самый тяжелый летающий беспилотник гражданского назначения – это летающее такси Volocopter/ E-Volo

Первое практическое применение для дронов нашлось на съемках свадеб и голливудских фильмов. По мере того как о способностях этих небольших беспилотных устройств узнавал все более широкий круг людей, дронам придумывали новую работу. Их начали применять для доставки посылок, пиццы и крови для переливания, а также для поиска мин, борьбы с пожарами и даже для сбора анализов слизи у китов. Малыми беспилотниками заинтересовались аудиторы: в августе стало известно, что одна из крупнейших аудиторских фирм – EY задействует дроны для проведения аудита предприятий в промышленном секторе и розничной торговле. Эти дроны помогут компании автоматизировать подсчет готовой продукции на автомобильных заводах и запасов на складах ритейлеров.

Постепенно к использованию дронов подключаются традиционные отрасли промышленности. Так, электроэнергетика ежегодно теряет $169 млрд из-за аварий и вынужденного отключения сетей энергоснабжения и дроны в состоянии предотвратить часть этих аварий, пишут консультанты PwC в исследовании, посвященном использованию дронов в электроэнергетике. По их данным, в 2017 г. электроэнергетические компании суммарно потратят на дроны $9,5 млрд. Проекты уже есть: например, во многих странах дроны используются для мониторинга растительности и деревьев возле линий электропередачи, а также собирают данные для прогноза возможного ущерба в случае падения дерева на линию.

Но мониторингом дело не ограничивается, и компании подключают беспилотники к решению опасных задач на высоте. Например, в китайской провинции Хубэй специалисты одной из компаний, занимающихся техническим обслуживанием сетей, оборудовали дрон огнеметом и с его помощью очищали энергосети от мусора, пишут консультанты PwC. Дроны могут выполнять подобные задачи быстрее, чем люди, и без риска случайных травм или смерти, говорится в исследовании PwC.

В России тоже находят применение дронам. Например, в июне дрон со скоростью 180 км/ч пролетел 10 км от кассового центра до инкассаторского автомобиля: он доставлял наличные деньги Сбербанка. Этот эксперимент зампред правления Сбербанка Лев Хасис назвал удачным.

У России есть собственные виды на дроны: в программе AeroNet «Национальной технологической инициативы» перечислены несколько основных направлений развития беспилотников. Это зондирование Земли, логистика, поиск и спасение, а также отрасль связи. К 2025 г. над территорией страны будет постоянно находиться в воздухе не менее 100 000 беспилотных воздушных судов, гласит программа.

Нынешние промышленные дроны уже весьма сильно ушли от своих прообразов, снимавших свадьбы на портативные камеры. Например, один из проектов, получивших грант AeroNet, – дрон-грузовик массой 250 кг, способный пролетать до 350 км с грузом около 50 кг. Его судьба – проекты в сельском хозяйстве, где нужно распылять средства защиты растений, а также доставка грузов в районах Севера.

Тяжесть дрона

По данным coptersworld.ru, самый тяжелый летающий беспилотник гражданского назначения – это летающее такси Volocopter немецкой E-Volo. Собственная масса машины составляет 290 кг.

Дронам можно найти применение в любой отрасли, имеющей дело с географически протяженными объектами, за состоянием которых нужно следить, – газопроводы, электросети, железные дороги и т. д., считает руководитель проекта стратегии и операционной эффективности в энергетике PwC в России Дмитрий Стапран. В строительстве дроны способны выявлять хищения стройматериалов на площадке и контролировать сроки выполнения работ, рассказывает президент Ассоциации малых беспилотников Олег Понфиленок. По его словам, аппарат позволяет создать трехмерную модель строительной площадки, а затем отслеживает все изменения, происходящие на ней.

Бизнес не до конца понимает выгоду от новинок – пока компании не проверят технологию на практике, они рассматривают дроны как очередную технологическую новинку, рассуждает Стапран. Возможно, интерес сдерживает неудачный опыт визуального мониторинга с использованием других летательных средств – самолетов и дирижаблей, рассуждает он. Есть и регуляторные ограничения – например, беспилотные летательные средства должны ставиться на учет в Минтрансе, но самих правил постановки на учет пока не существует, рассказывает Понфиленок. Кроме того, любые инициативы по запрету полетов или необходимости регистрации летательных аппаратов, разумеется, станут дополнительным препятствием к внедрению технологии в России, добавляет Стапран.