Российский книжный рынок в прошлом году вырос в основном за счет продаж книг через интернет

Через пять лет доля продаж книг через интернет вырастет до 35% от всего рынка, прогнозируют эксперты
Весь российский книжный рынок ощутимо переходит в онлайн/ Саргей Портер / Ведомости

75 млрд руб. – таков был оборот книжного рынка России в 2017 г., прогноз на 2018 г. – 79 млрд, или на 7–8% больше, такой же рост прогнозируется и на 2019 г. и оборот достигнет 83 млрд руб., рассказал на 31-й Московской международной книжной выставке-ярмарке гендиректор и основной владелец «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.

Главным драйвером роста в последние несколько лет остается продажа книг через интернет. В 2017 г. продажа бумажных книг через интернет выросла на 20%, оборот составил 12,8 млрд руб., прогноз на 2018 г. – еще плюс 18% и 15,1 млрд руб., таковы данные исследования «Эксмо-АСТ». В структуре продаж книг в 2017 г. на интернет приходилось 18% в стоимостном выражении, в этом году будет 20%, прогнозирует «Эксмо-АСТ». Продажа литературы через книжные магазины в 2018 г. снизится на 5% и принесет 26,8 млрд руб., прогнозирует Новиков.

Весь российский книжный рынок ощутимо переходит в онлайн, федеральные сети растут в основном за счет новых магазинов, продолжает Новиков. По прогнозу «Эксмо-АСТ», продажа книг через Ozon в 2018 г. по сравнению с 2017 г. вырастет на 40%, федеральной сети («Новый книжный», «Буквоед») – на 13%, а интернет-компании «Лабиринт» – на 12%. Продажа книг в региональных сетях сократилась на 6%, в региональных книжных магазинах – на 2%, а в московских магазинах – на 7%.

По данным издания «Книжная индустрия», рынок в 2017 г. вырос всего на 3,12% в стоимостном выражении, а в экземплярах уменьшился на 0,56%. В 2018 г. рынок в денежном выражении упадет на 2,25%, прогнозирует издание.

Представитель компании Ozon подтвердил, что продажа книг через компанию выросла на 40% в денежном выражении. Представитель компании «Лабиринт» не ответил на запрос «Ведомостей».

Развитие интернет-магазинов идет быстрее, чем традиционных книжных магазинов, а потребность населения в книгах и чтении существует, объясняет Новиков. Преимущество продаж книг через интернет – удобные сервисы, а порой и более низкие цены, каких не могут себе позволить книжные магазины, так как им необходимо платить аренду, продолжает он. В течение следующих пяти лет доля интернета в продаже книг вырастет до 35% от всей выручки и это общемировая тенденция, говорит Новиков. В 2017 г. уже около 50% всех книг в США продавалось через интернет, приводит «Эксмо-АСТ» данные исследовательской компании Authorsearnings.

Что касается электронных книг, то их доля на книжном рынке за те же пять лет достигнет 7–8%, считает Новиков. Но на развитии традиционных книжных магазинов рост продаж через интернет не скажется, уверен он: в регионах, как и прежде, ощущается острая нехватка книжных магазинов.

Шеф-редактор журнала «Книжная индустрия» Елена Соловьева считает, что из-за сокращения продаж учебных пособий для школ в традиционных книжных магазинах единственным драйвером книжного рынка остается интернет, но и здесь рост замедляется. В целом в ближайшие два года рынок печатной книги вряд ли покажет положительную динамику, сетует она.

В 2017 г. Ozon продал почти 14 млн книг на сумму 4,6 млрд руб., сказал «Ведомостям» представитель интернет-магазина. «Несмотря на то что книги – самая старая категория в Ozon, она продолжает расти ежегодно, а оценка нашего роста в 2018 г. издательской группой «Эксмо-АСТ» не противоречит нашим прогнозам, – говорит представитель компании. – В 2018 г. доля категории в общих продажах составляет порядка 20%».