Греф предложил ужесточить законопроект об электронной подписи

Его требованиям мало кто будет соответствовать, опасаются участники рынка
Евгений Разумный / Ведомости

Президент Сбербанка Герман Греф предложил зампреду правительства Максиму Акимову наложить дополнительные ограничения на организации, выдающие электронные подписи. Письмо с этими предложениями Греф послал Акимову в конце ноября, «Ведомости» ознакомились с копией письма. В Сбербанке подтвердили подлинность документа. Представитель Максима Акимова сообщил, что письмо находится на рассмотрении.

Законопроект об электронной подписи принят Госдумой в первом чтении 7 ноября. Он наделяет Федеральную налоговую службу (ФНС) правом выдавать усиленную квалифицированную электронную подпись (КЭП) юридическим лицам, а также разрешает привлекать уполномоченные организации для идентификации, генерации и хранения КЭП. Греф предложил три критерия для отбора таких организаций: они должны иметь филиалы или представительства не менее чем в семи восьмых субъектов в России, иметь чистые активы в размере более 500 млрд руб. и осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с ФЗ-115 («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Эти дополнения согласованы с ФНС России, пишет Греф.

ФНС не ответила на запрос «Ведомостей».

КЭП создается с помощью алгоритмов шифрования, сертифицированных ФСБ. Она позволяет юридическим и физическим лицам (т. е. индивидуальным предпринимателям) обмениваться юридически значимыми документами в электронном виде. Сейчас выдавать КЭП имеют право аккредитованные Минкомсвязи удостоверяющие центры (УЦ), их около 500 в стране. По официальным данным УЦ, большая часть (95%) КЭП выдается юрлицам, остальное – физлицам.

Поправками предусмотрено, что аккредитованные удостоверяющие центры выдают КЭП только физлицам. КЭП юрлицам и ИП будут выдаваться исключительно УЦ ФНС России.

Летом против законопроекта, который наделял ФНС монопольным правом выдавать усиленную КЭП юрлицам, резко выступал крупный бизнес, в том числе ритейлеры, сотовые операторы, банки. Сбербанк также был среди критиков. По словам собеседника «Ведомостей», участвовавшего в обсуждении проекта, Сбербанк больше не выступает против текущей версии законопроекта, так как в ней предложено привлекать некие уполномоченные организации к деятельности ФНС. Это позволяет «минимизировать существенную часть рисков, которые присущи редакции законопроекта в первом чтении», говорит собеседник.

Участники рынка увидели в предложениях Грефа угрозу рынку выдачи сертификатов электронных подписей. В текущей версии поправок в законопроект, которые подготовило Минкомсвязи к второму чтению, говорится, что гендиректора могут использовать только квалифицированные сертификаты, выданные УЦ ФНС и доверенными УЦ, но требования к доверенным УЦ не были нигде описаны, рассказывает координатор технологического направления ECR (ассоциация поставщиков и ритейлеров) Елена Ткаченко. «В письме Сбербанка они впервые сформулированы. Им будут соответствовать две-три компании на рынке. Скорее всего, большинство аккредитованных УЦ, в том числе корпоративные УЦ, в которые бизнес вложил немалые средства, выдавать сертификаты гендиректорам не смогут», – сетует она.

«Развитию рынка электронного документооборота это не поможет. В итоге при таком предлагаемом сценарии останутся один или два известных участника финансового рынка, являющихся организациями с госучастием. Конкуренции не будет. Это негативно отразится на развитии ИТ-отрасли», – недоволен президент РОСЭУ Юрий Малинин.

По требованиям Грефа это должен быть банк с большим количеством филиалов и большими активами, говорит представитель банка «Тинькофф». «У нас, например, нет филиалов, мы под эти требования не подходим. Хотя у нас есть собственная инфраструктура подписи (это сотрудники, лицензионное программное обеспечение и др.). Мы видим риски в такого рода инициативе: она может монополизировать рынок удостоверяющих центров и привести к ухудшению конкуренции на рынке. Эти поправки заставят всех игроков обращаться к Сбербанку. В итоге ключевая инфраструктура будет развиваться одним игроком. К тому же это технически сложная история: нет гарантий, что не будут возникать технические накладки, все будет работать без сбоев, особенно если речь будет идти об интересах конкурирующих игроков», – заключает он.