«Вымпелком» нашел способ повысить качество связи

Он отстранил от управления своей сотовой сетью Nokia и Huawei
Андрей Гордеев / Ведомости

«Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») отказывается от услуг Huawei и Nokia по проектированию, строительству и мониторингу работы сотовой сети, а также ключевых элементов инфраструктуры (коммутаторов, сервисных платформ и проч.). Это следует из материалов оператора, с которыми ознакомились «Ведомости». Huawei продолжит оказывать услуги «Вымпелкому», при этом будут перераспределены зоны ответственности, уточнил представитель Huawei.

Вендоры будут заниматься техподдержкой сетевого оборудования, поставленного «Вымпелкому», и привлекаться к ремонтно-восстановительным работам, пояснил представитель «Билайна». Развивать сеть «Вымпелком» будет собственными силами: для этого из российских офисов Huawei и Nokia в сотовую компанию перейдет около 1600 специалистов (часть из них работала в «Билайне» раньше), рассказал он. По его словам, количество сотрудников технического блока после инсорсинга возрастет более чем в 2 раза.

Отказ от аутсорсинга поможет реализовать масштабные проекты развития сети, увеличить качество работы и надежность инфраструктуры, говорится в материалах «Вымпелкома». В сотрудничестве с производителями «Вымпелком» не устраивала скорость реализации дополнительных работ – все работы вне контракта предусматривали отдельное согласование, что занимало время, объяснил его представитель.

О передаче своих сетей под управление Huawei и Nokia «Вымпелком» официально объявил в марте 2017 г. Контракты с ними были подписаны на пять лет. Nokia брала на себя строительство и эксплуатацию сетей в Центральном, Южном и Северо-Кавказском федеральном округах, Huawei – во всех остальных регионах присутствия оператора. Суммы контрактов никогда не раскрывались – в ходе их обсуждения оговаривался бюджет в 37,5 млрд руб., сообщал ранее РБК со ссылкой на свои источники. При этом стоимость обслуживания сети самой компанией с привлечением подрядчиков за те же пять лет оценивалась в 48 млрд руб. По словам представителя «Вымпелкома», благодаря этим соглашениям компания смогла сократить затраты на строительство сетей на 25%.

Отказ от услуг вендоров поможет улучшить клиентский опыт, следует из материалов «Вымпелкома». Критическое восприятие качества сети и сервиса «Вымпелком» в своем отчете за III квартал называет операционным вызовом. В III квартале 2020 г. по сравнению аналогичным периодом 2019 г. мобильная выручка «Вымпелкома» сократилась более чем на 10% до 53,5 млрд руб., EBITDA – на 18,3% до 27,7 млрд руб., а количество сотовых абонентов – на 9,2% до 49,7 млн. Сокращение абонентской базы обусловлено «недостаточным уровнем восприятия качества связи и сервиса в прошлом», говорится в материалах оператора.

Гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов называет отказ от модели сетевого аутсорсинга системным шагом. Возврат к обслуживанию собственными силами, с одной стороны, означает увеличение штата, с другой – может обеспечить лучший контроль за поддержанием функционирования и развитием сети, полагает Анкилов. Ключевой фактор – скорость реакции в нештатных ситуациях, подчеркивает он.

«Вымпелком» – не единственная компания, пользующаяся сетевым аутсорсингом. Tele2 первой на рынке начала передавать сторонним подрядчикам обслуживание сети и продолжает работать по этой схеме сейчас, говорит ее представитель. Однако компания никогда не рассматривала и не допускала передачу внешним подрядчикам критически важных компетенций – управления, планирования и мониторинга сети, утверждает он.

Пандемия и ее последствия подстегнули технологическое развитие операторов связи, рассуждает директор управления Softline Александр Рожков. В результате роста трафика со стороны абонентов в период самоизоляции операторы были вынуждены повысить расходы на содержание и эксплуатацию сетей. В частности, у «Билайна» за девять месяцев 2020 г. капитальные затраты выросли на 37,2% год к году, поскольку оператор инвестировал в увеличение количества базовых станций 4G, отмечает он. По его словам, доля затрат на профессиональные и консультационные услуги также увеличилась. Нельзя сказать однозначно, что лучше – аутсорсинг или инсорсинг, рассуждает Рожков. Поэтому целесообразно рассматривать гибридную модель: аутсорсинг позволяет заказчику получить доступ к высококвалифицированным специалистам, лучшим отраслевым практикам и передовым технологиям, заключает эксперт.

Представители Nokia не ответили на запросы «Ведомостей».