Онлайн-путешествия стали хитом сезона пандемии

Интерактивные экскурсии через Zoom заменили реальные на время ограничений
Россиянам было продано около 20 000 билетов на такие экскурсии в разных городах мира/ Александр Демьянчук / ТАСС

Крупный агрегатор российского рынка экскурсий и туров Tripster продал 10 000 онлайн-экскурсий в 2020 г., сообщила «Ведомостям» руководитель партнерской программы компании Анна Козловская.

В свою очередь, агрегатор Sputnik8 продал до 10 000 билетов на виртуальные экскурсии, рассказал гендиректор компании Александр Ким. Обе компании запустили новый продукт в период локдауна. «Весной, когда все сидели по домам, онлайн-экскурсии стали единственной возможностью «гулять» в прямом эфире с гидами. Летом, когда строгие ограничения сняли и появилась возможность путешествовать по России, интерес к продукту сильно упал, но к осени мы вновь отметили рост запросов на онлайн-прогулки», – рассказывает Козловская. По ее словам, летом онлайн-формат прогулок занимал около 2% от всех продаж Tripster, в октябре объем вырос до 6%. «Мы ожидаем, что зимой рост будет до 10%», – говорит представитель компании. Такую же динамику отмечает и Sputnik8. «С апреля до начала мая продажи онлайн-экскурсий росли примерно в 2 раза каждую неделю по сравнению с предыдущей, затем рост замедлился. С августа по октябрь мы не продавали онлайны. С начала ноября возобновили продажи», – говорит Ким. В ноябре сервис продавал до семи онлайн-экскурсий в неделю.

В общей сложности россиянам было продано около 20 000 билетов на такие экскурсии в разных городах мира, следует из данных Tripster и Sputnik8.

Онлайн-экскурсия – это видеоконтент, трансляция которого идет в реальном времени на одной из популярных стриминговых площадок – YouTube или Zoom. Каждый гид и программа проходят модерацию специалистами сервисов. К работе гида предъявляются технические требования – камера со стабилизатором для плавного изображения, микрофон для снижения шумов и звука ветра. Гиды трудоустраиваются в сервис по оферте, сервис берет комиссию за продажу таких туров.

На одну экскурсию может записаться до 40 человек. При этом пользователи могут общаться с гидом и между собой в текстовом чате. Гид подстраивается под запросы пользователей – может корректировать маршрут, давать дополнительные пояснения. Диапазон цен на онлайн-экскурсии – от 300 до 700 руб., говорят в Tripster. Стоимость продукта варьируется от 150 до 400 руб., или 3–6 евро, добавляют в Sputnik8.

Среди направлений у россиян наибольшей популярностью весной пользовались города Европы – например, Болонья, Люцерн или Венеция, рассказывает Козловская. Ким говорит, что такие экскурсии проходят по всему миру – в США, Австралии, Японии, России. «Прага, Париж и Рим – самые популярные направления, аналогично традиционным маршрутам. Но и более экзотичные Япония, Сингапур, Камбоджа, Латинская Америка пользовались спросом», – рассказал руководитель проекта.

По статистике Travelpayouts (программы Aviasales по монетизации брони билетов, туров и экскурсий), онлайн-продажи экскурсий (как виртуальных, так и традиционных) выросли за 10 месяцев 2020 г. на 53,8% к показателю прошлого года. Рост продаж аналитики сервиса объясняют как раз «выходом» экскурсий в онлайн. «Теперь экскурсии – это формат развлечений у компьютера, конкурирующий с сериалами или играми», – считают в Aviasales. Динамику по росту продаж отдельно онлайн-экскурсий в сервисе не сообщили – этот продукт появился в России только в этом году, сравнить данные пока не с чем. Но потенциально объем рынка может составить 440 млн руб. – такова выручка от онлайн-продажи всех экскурсий в России по итогам 2019 г.

Очевидно, что спрос на онлайн-экскурсии подстегнула пандемия, но этот продукт будет существовать и дальше, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров: «В мире очень большое количество людей с низким уровнем дохода, например в Индии, Африке, Китае. Они едва ли позволят себе даже раз в жизни приехать, например, в Европу. При этом уровень доступности смартфонов и мобильного интернета дает совершенно другой уровень возможностей для этих людей». 2021 год с точки зрения ограничений точно будет непростым, возможно даже хуже, чем 2020 год, прогнозирует Бурмистров. Это обеспечивает серьезные возможности для заработка на таких услугах. Учитывая резкое снижение доходов, туристические страны могут заняться созданием такого контента, его дистрибуцией и монетизацией, подчеркивает эксперт.

Онлайн-экскурсии сейчас в тренде не только среди россиян. Порталы Musement.com, GYG, Klook также предлагают своим пользователям подобный сервис. Более того, со специализированными площадками решил побороться и Amazon, представивший в сентябре аналогичный продукт.