Создатель Dogecoin разочаровался в своей криптовалюте

Но она нравится Илону Маску
Основатель Dogecoin Джексон Палмер/ David Paul Morris / Bloomberg via Getty-Images

Илон Маск сначала разогнал, а затем обрушил котировки биткойна. Сначала он хвалил эту криптовалюту и согласился принимать в биткойнах плату за Tesla. Потом заявил, что биткойн – неэкологичная криптовалюта, так как на майнинг уходит много электричества из ископаемого сырья, прекратил принимать в ней оплату и 17 мая закрыл вопрос, сообщив, что Tesla продала свои биткойны. Но не прошло и полсуток, как сам себя опроверг: выяснилось, что биткойны у компании все же есть. Но он точно увлечен сейчас другой криптовалютой. Инвестор, у которого 1 января в кошельке лежало Dogecoin на $1000 (0,0049 цента за штуку), в начале мая обнаружил бы, что обладает уже $145 000 (0,7149 цента за штуку). Благодарить за это надо Маска, который называл Dogecoin «народными деньгами», а себя – Dogefather, обещал запустить Dogecoin на Луну и т. д. и т. п.

А еще спасибо надо сказать участникам интернет-сообщества Reddit. Это они начали серьезную операцию с Dogecoin. Благодаря их согласованным действиям Dogecoin, который в конце января стоил меньше цента, в начале февраля добрался до 7 центов за монету.

Но к моменту написания этой статьи в кошельке нашего воображаемого инвестора было бы уже чуть меньше $100 000 – за один Dogecoin давали чуть меньше полудоллара. В этом опять-таки виноват Маск. Выступая на телешоу Saturday Night Live, он долго пытался объяснить ведущим смысл этой криптовалюты, а потом согласился с одним из них, что по сути все это «большая разводка». Правда, Маск попытался дать задний ход: на прошлой неделе подтвердил, что к Луне полетит спутник под названием Doge-1, опубликовал твит, что ставит на Dogecoin и, если он не оправдает надежд, готов сам запустить криптовалюту, признался, что уже два года консультирует команду программистов, которые сейчас поддерживают Dogecoin... Но отыграть все потери котировки пока не смогли.

За всей этой историей особенно интересно следить, если знать, что Dogecoin сначала был просто шуткой. Его создали в 2013 г. программисты Джексон Палмер и Билли Маркус как пародию на биткойн.

Что ответили Маску отцы-основатели

«Илон Маск был и всегда будет эгоцентричным аферистом», – написал Палмер в своем Twitter. После этого добавил, что сотрет эту запись, потому что ему нравится нынешняя спокойная жизнь. Потом назвал выступление Маска в Saturday Night Live «кринжовым» (т. е. жутким, отвратительным). И действительно удалил все три поста, но к тому времени скриншоты уже разошлись по сети.

Маркус высказался демократичнее. «Криптосообщества бывают довольно элитарными и не очень открытыми, а мы хотели сделать сообщество более веселое, беззаботное и открытое, – сказал он на прошлой неделе CNBC. – Это сработало».

Палмер – австралиец. Он родился в 1987 г. в городе Госфорде на восточном побережье континента, в полусотне километров севернее Сиднея. В 2008 г. окончил австралийский Университет Ньюкасла с дипломом маркетолога. Затем устроился аналитиком по маркетингу в сиднейскую фирму Business Catalyst, занимавшуюся облачными технологиями. От него требовалось оценивать эффективность рекламной рассылки по электронной почте и предлагать, как эту эффективность повысить.

В 2009 г. компанию поглотила Adobe, и Палмер продолжил работать на нового владельца. В июле 2012 г. его повысили до младшего менеджера по маркетингу, поручив новые направления рекламы Adobe Business Catalyst. В декабре 2013 г. Палмер праздновал новое повышение: избавившись от приставки «младший», он переехал из Австралии в Сан-Франциско. И тогда же началась суматоха вокруг Dogecoin.

Чем Dogecoin похож на биткойн

Занимаясь цифровым маркетингом, Палмер с интересом следил за ростом популярности криптовалют. После появления биткойна как грибы после дождя стали возникать подражатели: Megacoin, AnonCoin, SexCoin, WorldCoin, DigitalCoin, GoldCoin, BBQCoin... А еще в 2013 г. был популярен мем под названием Doge – изображение собаки породы сиба-ину с разбросанными повсюду надписями, для которых использовался шрифт Comic Sans. У Палмера рядом были открыты две вкладки – одна с мемами Doge, а другая с сайтом аналитики по криптовалютам coinmarketcap.com, рассказывал он интернет-изданию World Crypto Index. Это были не единственные открытые вкладки, так что от названия каждой осталось только четыре первых буквы. В какой-то момент Палмер сообразил, что из них сложилось название Dogecoin.

Афера Грина

Одним из крупнейших игроков на рынке Dogecoin на раннем этапе была Moolah, криптовалютная биржа, управляемая человеком, представлявшимся Алексом Грином. Его известность в криптосообществе быстро росла из-за щедрых пожертвований. Он отдал аналог $2450 в виде Dogecoin благотворительной организации по борьбе с раком, аналог $2927 – гонщику NASCAR Джошу Уайзу, мог подбросить аналог $1000 в виде Dogecoin автору понравившегося поста в Reddit. Весной 2014 г. он объявил, что создаст в Великобритании криптобиржу Moolah, чтобы торговать Dogecoin и другими криптовалютами. Он провел одно из первых ICO: ему присылали криптовалюты и деньги в обмен на токены его биржи. Палмер уверял Forbes, что только на этом Грин заработал около $750 000. Moolah закрылась в октябре 2014 г. Грин сообщил, что биржа обанкротилась, и исчез с деньгами клиентов, которые они держали на счетах в Moolah. По оценке Vice, речь шла о сумме от $2 млн до $4 млн. Оказалось, что на самом деле это был серийный мошенник Райан Кеннеди, который уже не в первый раз открывал стартап и скрывался с деньгами инвесторов. Мало кто из обманутых владельцев криптовалют решил преследовать его по закону – кроме команды альткойна Syscoin, которая доверила бирже Moolah 750 биткойнов. Она добилась судебного решения о возврате всех денег. Но к тому времени Грин – Кеннеди уже сидел в тюрьме. Он оказался не только серийным мошенником, но и серийным насильником и в 2016 г. был приговорен к 11 годам заключения.

Итак, 27 ноября 26-летний Палмер в шутку написал в Twitter: «Я инвестирую в Dogecoin. Уверен, что Dogecoin будет следующим большим событием». После этого он получил множество сообщений и от друзей, и от незнакомцев – мол, чувак, сделай это! Дело в том, что кто-то написал об этом твите на Reddit и идея понравилась многим участникам сообщества. «Однажды ночью после работы я сидел с пивом, свободного времени было сколько угодно – и я купил домен Dogecoin.com, – рассказывал Палмер журналу Vice. – Затем я отфотошопил логотип на монете и повесил его на этом сайте». Так появилось изображение монеты с мордой собаки и названием Dogecoin, сделанным шрифтом Comic Sans. Но никакого программного обеспечения, которое сделало бы эту картинку настоящей криптовалютой, не было.

На этом бы и закончилась история Dogecoin. Но на сайт наткнулся уроженец штата Орегон Билли Маркус, который работал программистом в IBM. Он уже пытался выпустить собственную криптовалюту Bells, но она никого не заинтересовала. Идея совместить мем и блокчейн его увлекла. «Было очевидно, что сфера криптовалют была готова к появлению более доступного для понимания продукта, а мем – штука очень понятная, – объяснял Маркус интернет-изданию Money Inc. – Это был идеальный вариант». Он сразу же написал письмо Палмеру с предложением написать код для Dogecoin. И, не дожидаясь ответа, сделал это. Создание Dogecoin заняло у него три часа, которые он в основном потратил на интерфейс, а не на написание алгоритмов. Dogecoin – клон криптовалюты Luckycoin, которая основана на криптовалюте Litecoin, которая, в свою очередь, использовала алгоритм биткойна, благо он был общедоступным. Вот так 8 декабря 2013 г., меньше чем через две недели после шуточного твита, Палмер и Маркус презентовали рабочую версию Dogecoin.

Как распиарить криптовалюту

Маркус пытался майнить биткойны еще в 2013 г. в свободное от компьютерных игр время. Но обнаружил, что это ресурсоемкий и долгий процесс. Поэтому Dogecoin он сделал максимально простым – его можно было намайнить за одну минуту и в несколько кликов обменяться монетами с другими пользователями. Но и стоила монета всего ничего – сотые доли цента. Зато не существует конечного количества монет Dogecoin. Если биткойнов не может быть больше 21 млн, что создает встроенный дефицит, то Dogecoin может выпускаться бесконечно (но каждый год количество новых монет ограничено 5,2 млрд).

Интернет-пользователи приветствовали затею. В сообществе Reddit, например, Dogecoin стали использовать для символического поощрения авторов понравившихся постов, переводя монету-другую. Dogecoin сыграл и еще одну важную роль. «Dogecoin – это веселая и немного абсурдная <...> валюта. Это также хороший образовательный инструмент», – говорил Палмер в интервью International Business Times. «Dogecoin сыграл роль образовательных курсов для многих людей, впервые окунувшихся в мир криптовалют, благодаря своей низкой цене и гостеприимному сообществу», – писал Палмер в статье для Vice.

За первый же месяц на Dogecoin.com зашло около миллиона человек, а капитализация Dogecoin составила $60 млн. С самого начала Маркус и Палмер думали, как выделить Dogecoin среди массы других виртуальных валют. Одним из способов была благотворительность. В январе 2014 г. партнеры объявили акцию: собрать Dogecoin, чтобы отправить на зимние Олимпийские игры в Сочи команду Ямайки по бобслею, которая наконец прорвалась на соревнования после двух неудачных квалификаций в 2006 и 2010 гг. Многие пользователи смотрели фильм о том, как жители острова, где не бывает зимы, впервые решили соревноваться в спуске по ледяному желобу, – «Крутые виражи» (Cool Runnings, 1993, повествует о реальных событиях). Уже к концу января было собрано 27 млн Dogecoin, или $30 000. На Играх ямайцы пришли предпоследними, обогнав сербов. А еще в Dogecoin собирали средства для рытья колодцев в Кении, на выступление в гонках NASCAR пилота Джоша Уайза, дрессировку собак – спутников больных детей и т. д.

Разочарование Палмера

Палмер, продолжая работать в Adobe, усиленно занимался развитием Dogecoin – придумывал и организовывал мероприятия, общался в сети, выступал на конференциях... «Я изо всех сил стараюсь, чтобы процесс был веселым. Пока сообщество ценит мои идеи и хочет, чтобы я помогал направлять развитие Dogecoin, я всегда буду рад стараться для них», – рассказывал Палмер в 2014 г. International Business Times.

Но постепенно обстановка менялась. Из шутки Dogecoin превращался в инструмент, на котором можно было заработать. Им заинтересовались мошенники и хакеры. Первый инцидент произошел уже на Рождество 2013 г., через считанные дни после запуска криптовалюты. Вместо того чтобы пользоваться для хранения Dogecoin медленной программой по их майнингу, кто-то из энтузиастов написал программу онлайн-кошелька. Его немедленно взломали хакеры и украли 21 млн Dogecoin.

Такие взломы не новость для криптовалют. А вот то, что произошло потом, – нетипичная для виртуальных денег история. Члены сообщества открыли фонд помощи пострадавшим и набрали достаточно, чтобы вернуть им украденное. Но это был не конец череды мошенничеств. Возникла и исчезла, собрав миллионы Dogecoin, криптовалютная биржа Moolah – оказалось, что создатель бота для перевода «чаевых» в Reddit прикарманивал часть монет...

В 2015 г. Палмеру все это надоело. Его как раз повысили в Adobe до старшего менеджера, и он заявил, что берет отпуск в проекте Dogecoin. Из отпуска он уже не вернулся, заявив, что его проект превратился в сборище людей, желающих поскорее разбогатеть, и мошенников. «В конце концов капиталистическая жадность пронизала Dogecoin, как и все остальные криптовалюты», – говорил он газете The Sydney Morning Herald. «Сообщество криптовалюты все больше ощущается как сборище белых либертарианцев, сидящих без дела в надежде разбогатеть и придумывающих полусырые, полные модных словечек бизнес-идеи, которые часто терпят неудачу, – жаловался он интернет-изданию Coindesk. – В сообществе преобладают белые мужчины, многие из которых придерживаются анархистско-либертарианских убеждений, с которыми я совершенно не согласен».

Палмер свел к минимуму активность в интернете и на своем личном сайте Ummjackson.com особо отметил, что не имеет больше никакого отношения к Dogecoin. Долгое время он никак не комментировал происходящее с криптовалютой. Между тем в 2017 г. один Dogecoin стал стоить уже не сотые, а десятые доли цента. А в январе 2018 г. поставил рекорд стоимости, который продержался до 2021 г., – за один Dogecoin давали 1,7 цента.

Тут Палмер не выдержал и написал статью для Vice, в которой объяснял еще раз свой уход из проекта: «Я видел, что сообщество заполняется оппортунистами, стремящимися заработать, а не людьми, инвестирующими в развитие технологий <...> И в течение следующих двух лет я наблюдал за пространством издалека <...> передав разработку Dogecoin команде участников сообщества, которым я доверял». «Весь смысл Dogecoin заключался для меня в том, чтобы подколоть все эти альткойны, – продолжал он в интервью сайту австралийского медиахолдинга Nine. – Я шутил, я глумился с этой поддельной криптовалютой. А она быстро превратилась в легальную вещь. И в тот момент я подумал: «О боже!»

Он правда считал, что криптовалюта – это пузырь, который вот-вот лопнет. «На финансовых рынках есть популярная поговорка: когда водитель такси говорит вам покупать акции, вы знаете, что пора продавать, – это снова цитата из Vice. – В начале 2017 г., когда мои водители Uber начали говорить со мной об Ethereum, я знал, что мы вступаем в новый период спекулятивной криптомании. Эти тревожные наблюдения вернули меня в сообщество криптовалюты, чтобы помочь обучить моих коллег, друзей и семью, которые спрашивают меня, должны ли они вкладывать свои деньги в криптовалюты. Надеюсь, если я буду выполнять свою работу, они лучше поймут, какие тут подстерегают подводные камни...» Некоторое время Палмер вел просветительскую работу, рассказывал через СМИ и интернет о криптовалютах, а потом снова надолго ушел в тень. Он по-прежнему работает в Adobe и, судя по LinkedIn, сейчас занимает должность директора по продакт-менеджменту и анализу данных.

В том же 2015 году из проекта Dogecoin ушел Маркус. «Накачка и сброс (искусственное завышение курса и продажа криптовалюты на пике. – «Ведомости»), безудержная жадность, мошенничество, недобросовестные игроки <...> шумиха вместо того, чтобы разобраться в сути вопроса, – вся эта затея стала хуже чем бесполезной. Потому что она приносит еще больше негатива в этот и так непростой мир. А ведь меня как создателя называют «матерью doge», – сокрушался недавно Маркус в открытом письме в Reddit. – Я не злюсь. Я просто разочарован».

На его уход повлияло и то, что он лишился в 2015 г. работы и ему стало не до Dogecoin, курс которого в те годы стагнировал. Он теперь живет очень тихой жизнью, пишет Money Inc. Если он и появляется в социальных сетях, то не под своим именем, а только под псевдонимом Сибетоси Накамото (отсылка к псевдониму создателя биткойна Сатоси Накамото). 38-летний Маркус сейчас работает инженером-программистом в образовательной фирме в Сан-Франциско, пишет Business Insider.

Палмер жалуется, что его постоянно терзают вопросами и просьбами, связанными с Dogecoin. «После недавней мании вокруг Dogecoin мой почтовый ящик переполнился письмами от людей, которые требовали от меня сделать что-то, чтобы они стали богаче», – написал Маркус в Reddit.

Сколько заработали Палмер и Маркус

Учитывая, что Палмер и Маркус были первыми людьми в сети Dogecoin, они могли бы намайнить миллиарды монет. Ведь у них поначалу не было конкурентов в блокчейне. Увы, быстрый взлет популярности этой криптовалюты сыграл с ними злую шутку. Они просто не успели получить много монет. «У нас с Билли было около 5–6 млн Dogecoin у каждого (я не смог быстро настроить свое майнинговое оборудование, поскольку не было подходящей видеокарты). Наши монеты на пике стоили порядка нескольких тысяч долларов», – рассказывал Палмер сайту CoinSpot.

«Я подумал – как долго все это может длиться? И <...> решил, что Dogecoin проживет всего пару месяцев, через год люди о нем и не вспомнят. И зачем мне его хранить? Так что, к сожалению, у меня нет Dogecoin», – признавался он интернет-изданию News.com.au. «Большинство заработанных мною Dogecoin ушло в последние 12 месяцев на благотворительность в виде микроплатежей, – говорил он CoinSpot в декабре 2014 г. – А еще я успел купить большую банку Nutella, вон она стоит на моем рабочем столе».

В 2015 г. Маркусу понадобился автомобиль. Так как он лишился работы, он не хотел тратить свои долларовые накопления и продал все криптовалюты, которые у него были, – Dogecoin, биткойн, Litecoin и др. Этого хватило на подержанную Honda. Сейчас капитализация Dogecoin – около $65 млрд – это больше, чем у компании Honda Motor (около $53 млрд). В Reddit Маркус недавно сожалел: «Моя мама сейчас изо всех сил пытается выплатить взнос за дом, но, скорее всего, дом она потеряет. Если бы я не сглупил с инвестициями в криптовалюты, то смог бы помочь матери».