МТС будет продавать клиентам услуги фитнес-клубов в розницу

Экосистемам нужны нестандартные предложения, чтобы расти
Евгений Разумный / Ведомости

МТС выпустила приложение GoGym, позволяющее посещать фитнес-клубы и спортзалы, оплачивая их услуги в розницу, т. е. не покупать абонемент на сезон, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Минута тренировки без тренера стоит от 3 руб., групповое занятие – от 400 руб., следует из описания услуги. Это первое приложение для оплаты фитнеса, входящее в крупные российские экосистемы, подчеркивают в МТС. У Сбербанка, Mail.ru Group и «Яндекса» такой услуги действительно нет, проверили «Ведомости».

По словам одного из руководителей проекта – Дейвида Додевски, сейчас МТС в основном работает с фитнес-клубами в Москве и Подмосковье, но планирует экспансию в регионы: «Уже сейчас компания сотрудничает с сетью Alex Fitness в Петербурге, Ростове-на-Дону, Перми, Воронеже – всего в 20 городах». По словам Додевски, монетизация сервиса происходит за счет разделения доходов от обслуживания пришедших через приложение клиентов – в среднем МТС получает около 27% от платы за фитнес-услуги.

GoGym не единственное приложение, позволяющее оплачивать фитнес поминутно. Такая же опция есть в приложении Gymmy Fit, выпущенном в 2019 г. Отраслевой интернет-ресурс vc.ru называл его владельцами бывшего менеджера Mail.ru и «Яндекса» Артура Цыркунова, а также двух бывших менеджеров Black Star Gaming Club Давида Казаряна и Александра Мацака. Но за два года это приложение было скачано в Google Play Market только чуть более 10 000 раз.

Впрочем, Gymmy Fit не предусматривает подписку на разовые групповые занятия и позволяет пользоваться всего 45 залами, подсчитали «Ведомости». У МТС на старте проекта уже более 130 фитнес-клубов, среди которых World Class, X-Fit, Alex Fitness, DDX, говорит Додевски.

В дальнейшем GoGym будет глубоко интегрировано с другими сервисами экосистемы МТС, обещает Додевски: «Например, на медиаресурсах можно будет выбирать музыку для тренировок, получать кэшбэк при оплате через приложение MTS Cashback и т. п.».

По собственным данным МТС, в ее экосистеме, о планах создания которой официально было объявлено в ноябре 2019 г., уже около 40 сервисов. У «Яндекса» их количество превышает 80, у «Сбера» их более 30, подсчитали «Ведомости» (речь идет о дополнительных услугах для частных клиентов). «Экосистема VK, которую развивает Mail.ru Group, сейчас включает в себя более 200 проектов», – утверждает ее представитель. «Но по количеству сервисов и пользователей экосистемы измерять бессмысленно – востребованными и доходными могут быть два-три сервиса, как, например, такси и доставка еды у «Яндекса», а остальные – приятный бесплатный бонус для пользователей», – рассуждает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, справедливее сравнивать экосистемы по выручке. В 2020 г. выручка «Яндекса», Mail.ru Group и «Сбера» от экосистемных услуг (т. е. услуг для конечных частных и корпоративных пользователей, не относящихся к профильному бизнесу) составила 218 млрд, 94 млрд и 63 млрд руб. соответственно, посчитали ранее «Ведомости». Еще 23 млрд составила выручка «О2О холдинга», совместного предприятия «Сбера» и Mail.ru Group, – в него входят сервисы заказа такси «Ситимобил» и доставки еды Delivery Club.

Свою выручку от экосистемных продуктов и услуг МТС не раскрывает. В 2020 г. выручка компании от услуг, не связанных с телекоммуникациями, составила 104 млрд руб. – около 19% всех доходов, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: «Если вычесть из нее доходы от продаж оборудования в салонах связи, на то, что можно причислить к экосистемной выручке, приходится примерно 45 млрд руб.».

Продавать краткосрочный доступ к услугам фитнес-центров Анкилов считает здравой идеей: «До сих пор фитнес зарабатывал на продаже долгосрочных годовых абонементов, которыми многие покупатели пользовались несколько раз в год. Но в ходе эпидемии COVID-19 ситуация изменилась, люди боятся, что их фитнес-центр закроется на время или насовсем, поэтому подписка на одно занятие или поминутная тарификация выглядят привлекательно».

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков считает проект МТС с фитнес-клубами показательным: «Он свидетельствует о том, что российские экосистемы достигли зрелости и меняют тактику привлечения пользователей. Сейчас у них огромный, но однообразный набор услуг: заказ еды, такси, мелких бытовых услуг, разного рода электронные развлечения. Теперь, чтобы разнообразить этот перечень, нужно изобретать новые, оригинальные сервисы. Особенно это надо МТС, у которой пока нет некоторых элементов, уже имеющихся у конкурентов, – например, пока не запущен собственный голосовой помощник, нет доставки еды и проч.».

С одной стороны, проект МТС выглядит для фитнес-центров привлекательно с точки зрения продвижения и маркетинга, поскольку позволяет охватить огромную аудиторию сторонников здорового образа жизни, рассуждает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольга Киселева: «С другой стороны, встает вопрос об удержании и продлении сроков сотрудничества с клиентом. Как показывает опыт предложения коротких продуктов, с их внедрением этот срок сокращается до нескольких месяцев. Что касается поминутных тарифов, то для пользователя это может быть спонтанная покупка – он проведет в фитнес-клубе 15 минут и больше не вернется туда».

Пользователи еще не распробовали приложения для краткосрочной подписки на услуги фитнес-клубов – об этом говорит, в частности, то, что то же Gymmy мало известно широкому кругу пользователей, заключает Кусков.