Cognitive Pilot будет торговать автопилотами для сельхозтехники в Америке

Компания зарегистрировала представительство в США
Цена, которую просит Cognitive за свою продукцию, дает ей возможность конкурировать с американскими разработками/ «Когнитив роботикс»

Совместное предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies – Cognitive Pilot, разрабатывающее, в частности, автопилоты для сельскохозяйственной и железнодорожной техники, зарегистрировало в штате Техас «дочку» Cognitive Pilot Corp. Компания будет продвигать на американском рынке систему управления беспилотной сельхозтехникой Cognitive Agro Pilot, которая может пилотировать, к примеру, работающий в поле комбайн, трактор или другую технику, рассказала «Ведомостям» генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова.

«На первых порах автопилот будет продаваться в Канзасе, Оклахоме, Огайо и Техасе, где подобные системы не лицензируются, – рассказала Ускова. – Кроме того, получена лицензия штата Делавэр на продажу и эксплуатацию Cognitive Agro Pilot. Получить разрешительные документы и начать продажи планируется еще в 11 ведущих сельскохозяйственных штатах».

До конца 2022 г. Cognitive намерена экспортировать около 2000 комплектов Cognitive Agro Pilot, рассказывает представитель компании: «700 из них отправится в США и Канаду, столько же – в страны Южной Америки. Стоимость такого устройства составит в США $11 000–13 000, в Южной Америке, например в Бразилии, до $16 000». Ценообразование зависит, в частности, от ставок импортных пошлин в тех или иных странах, пояснил собеседник «Ведомостей».

Продавать оборудование Cognitive Pilot намерена через eBay, а его установкой займутся специальные центры, специализирующиеся на допоборудовании для сельхозтехники, отмечает представитель разработчика: «Нам не нужно организовывать большое количество региональных складов в США, Бразилии и Аргентине. Продажи, монтаж и пусконаладка Cognitive Agro Pilot осуществляются из одного центра. Причем поставки на рынки США, Бразилии и Аргентины производятся с российского склада, потому что по нормативам eBay срок стандартной доставки составляет 11–23 дня и мы в это время укладываемся».

Устанавливать допоборудование на сельхозтехнику даже без согласия производителей в специальных установочных и сервисных центрах в США (они независимы от продавцов техники) можно, если истек гарантийный срок на трактор или комбайн, оно не влияет на другие IT-системы трактора или комбайна и не нарушает штатные режимы работы агрегатов, например не форсирует их, пояснил представитель Cognitive: «Мы сегодня удовлетворяем этим условиям. От нас в шину обмена данными комбайна информация не поступает – мы информацию снимаем, а не отдаем. Кроме того, наше решение не приводит оборудование к работе на предельных режимах».

По словам Усковой, цель Cognitive Pilot – в 2022–2027 гг. занять в США, Канаде и крупнейших странах Южной Америки 10% рынка автопилотов для комбайнов: «Для США и Канады это примерно 30 000 установок». Она рассчитывает, что уже в 2023 г. доля экспорта в выручке Cognitive Pilot достигнет 50%.

По данным Business Research Co., мировой рынок автономной сельскохозяйственной техники в 2020 г. составил $62,3 млрд – к 2025 г. его объем увеличится до $127,3 млрд. По прогнозам компании Fact.MR, к 2031 г. этот показатель вырастет до $150 млрд. Рынок автономной сельхозтехники в США составляет порядка $23 млрд, это около 30% мирового рынка, считают в Cognitive Pilot, ссылаясь на данные американских экспертов, ежегодно он растет на 17–20%.

«Американский рынок автономных систем управления сельхозтехникой достаточно конкурентный, там представлено порядка 5–6 сильных игроков – как разработчиков систем автопилотирования, так и производителей техники, – рассказывает гендиректор компании GAIO, специализирующейся на установке допоборудования на сельхозтехнику, Олег Грайворонский. – Вместе с тем это один из наиболее емких и динамично развивающихся рынков, и приход сильного российского игрока с конкурентным решением на основе искусственного интеллекта может быть вполне успешным».

Система автоматизации управления сельхозтехникой есть, например, у одного из крупнейших в мире ее производителей – John Deere. Она не такая функциональная, как у Cognitive, но свои преимущества у нее есть, рассказывает человек, знакомый с менеджерами нескольких разработчиков таких IT-продуктов.

John Deere оснащает свои машины автоматизированными решениями собственной разработки, в том числе и для беспилотного вождения, говорит специалист по интеллектуальным решениям компании Сергей Мочалов: «Среди них система спутниковой навигации, автоматизации разворота (она, к примеру, поднимает или опускает рычажные механизмы точно в нужный момент и в нужной точке поля), система, которая автоматически смещает прицепное орудие, чтобы оно точно повторяло траекторию трактора, и др.».

Рынок автопилотов для техники в США очень насыщен и конкурентен – в одной только Калифорнии такими разработками занимаются десятки стартапов и компаний, отмечает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин: «Соответственно, добиться признания на относительно небольшом и нишевом по сравнению с автомобильным рынке сельхозтехники будет непросто. Для этого российской компании, имя которой мало что говорит американским фермерам, надо будет доказать, что экономика их решения лучше, чем у американских аналогов. А «экономика» тут включает в себя и выполнение самих сельхозработ в беспилотном режиме, и безаварийность дорогостоящей сельхозтехники, и оперативное решение технических проблем, возникших с автопилотом».

Для этого Cognitive Pilot целесообразно найти хорошо зарекомендовавшего себя американского партнера, который был бы готов делить риски и затраты на техобслуживание, связанные с внедрением беспилотных технологий, считает Ионин. К системам автономного вождения для спецтехники многие потенциальные потребители относятся с осторожностью, добавляет эксперт: «Сельхозтехника стоит значительно дороже, чем автомобиль, при этом комбайн в поле может наехать на камень, пень. Убытками может обернуться не только ремонт техники, но и ее простой во время сельхозработ. В том, что вероятность аварии минимальна, также придется убеждать американских пользователей».

Цена, которую просит Cognitive за свою продукцию, дает ей возможность конкурировать с американскими разработками, стоимость которых зачастую вдвое выше, считает председатель Smart Farming Club Бьерне Дрекслер.

«Учитывая регулярное пополнение рынка новыми игроками, а также высокий порог требований потребителей, в будущем может возникнуть ситуация острой конкуренции, и производитель должен грамотно и вовремя занять свою нишу, – считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Поэтому Cognitive Pilot должна быть готова к снижению цен. Компания пока нацелена на сотрудничество со сторонними дилерскими центрами, использование их складской базы – но в случае конфликтов с ними часть работ по сбыту, наладке, установке и обслуживанию может быть парализована». Этот риск может снизить создание собственной сети филиалов, добавляет эксперт.