Inventive Retail Group купила монобрендовый онлайн-магазин Xiaomi

Незадолго до этого Xiaomi стала самой популярной в мире маркой смартфонов
Inventive Retail Group купила монобрендовый онлайн-магазин Xiaomi/ Евгений Разумный / Ведомости

Inventive Retail Group (IRG, принадлежит сыну основателя «Ланита» Георгия Генса Филиппу) впервые купила готовый интернет-магазин, рассказала «Ведомостям» представитель группы Людмила Семушина. Речь идет о «Румикоме» – онлайн-продавце техники китайского производителя Xiaomi.

В «Румикоме» сделку подтвердили, знает о ней и представитель Xiaomi. По ее условиям покупатель получает доменное имя, права на интеллектуальную собственность, товарный склад, клиентскую базу и аккаунты «Румиком» в социальных сетях, отмечают в IRG.

До сих пор IRG, которой принадлежат сети монобрендовых re:Store, Samsung, Nike, Lego и др., предпочитала самостоятельно строить офлайн- и онлайн-магазины. Исключение – монобрендовая сеть Samsung, купленная розничной группой в 2012 г.

Продавцом «Румикома» IRG в своих материалах называет компанию Digmi Group. За этим названием стоит индивидуальный предприниматель Михаил Таперичкин, сообщается на hh.ru и других сайтах, где размещены вакансии «Румикома». Финансовые показатели и сумма сделки по его приобретению IRG и представители «Румикома» не раскрывают. Человек, близкий к одной из ее сторон, оценивает выручку «Румикома» в 2020 г. примерно в 1,2 млрд руб.

Xiaomi Corporation

Производитель электроники
Крупнейшие акционеры: Morningside-Springfield Group Limited (18,96%),
Лэй Дзюнь (10,61%), Линь Бин (9,94%), большая часть акций компании
в свободном обращении.
Финансовые показатели (2020 г.):
выручка – 245,9 млрд юаней
($43,4 млрд),
чистая прибыль – 20,3 млрд юаней ($3,1 млрд).

«Как показывает опыт, стоимость таких интернет-магазинов приблизительно соответствует их годовому обороту», – отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. «Стоимость таких активов составляет от половины до одного годового оборота», – согласен аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

IRG купила «Румиком» как раз в тот момент, когда Xiaomi впервые вышла на первое место по продажам смартфонов в России, обойдя Samsung. В апреле этого года китайский и южнокорейский производители поделили первое место (на долю каждого пришлось примерно по 21% продаж аппаратов в штуках). А уже в июне Xiaomi и ее суббренд Poco заняли более 35% рынка, тогда как доля Samsung составила чуть менее 30%, рассказывали ранее «Ведомостям» представители нескольких ритейлеров.

«Согласно отчету Canalys за II квартал 2021 г., Xiaomi устойчиво занимает первое место на российском рынке, что свидетельствует о высоком спросе на наши продукты, – говорит представитель вендора. – Такой успех не был бы возможен без наших партнеров, и мы всегда рады их развитию, в частности сделке IRG, которая будет способствовать укреплению ее бизнеса».

Xiaomi также успешно претендует на лидерство во всем мире. В июне этого года китайский вендор превзошел Samsung и Apple по продажам, впервые став брендом смартфонов номер один в мире, – 6 августа об этом сообщила исследовательская компания Counterpoint со ссылкой на данные своего сервиса Market Pulse: «Продажи Xiaomi в июне 2021 г. выросли на 26%, что сделало ее самым быстрорастущим брендом за месяц». Доля Xiaomi в мировых продажах составила 17,1%, а Samsung и Apple – 15,7 и 14,3% соответственно, сообщает Counterpoint.

Доля «Румикома» в общероссийских продажах Xiaomi относительно невелика. По подсчетам Mobile Research Group, смартфонов этого бренда в прошлом году в России было продано на 84 млрд руб. (около 20% продаж пришлось на интернет-магазины). Тем не менее «Румиком» можно назвать крупнейшим в России онлайн-магазином, который торгует исключительно Xiaomi, отмечает Семушина.

С 2020 г. IRG сама развивает сеть монобрендовых магазинов Xiaоmi (их сейчас 17), а также управляет одним из фирменных интернет-магазинов Xiaomi.

«В первую очередь нас интересует бренд «Румиком», а также его сложившаяся клиентская база – число его зарегистрированных покупателей превышает 400 000, а ежемесячная аудитория посетителей – более 1 млн», – говорит Семушина. Показатели онлайн-монобренда Xiaomi, до этого принадлежащие группе, скромнее, признает представитель IRG.

«В интернете Xiaomi торгуют все: крупные магазины, мелкие, операторы, а главное AliExpress, и в целом «Румиком», кроме известности бренда, мало чем отличается от конкурентов, и его пользователей там мало что удерживает – они вполне могут купить Xiaomi там, где предложат лучшие скидки и бонусы, – рассуждает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. – Сейчас Xiaomi на первом месте по продажам смартфонов. Этим, возможно, и была продиктована покупка IRG. Но аудитории, готовой постоянно покупать ее продукцию, как например, в случае с Apple и отчасти Samsung, у китайского бренда нет». Половников напоминает, что китайские бренды периодически занимают высокие места в рейтингах продаж смартфонов, но, как правило, держатся там недолго: «Меняя аппараты таких брендов, покупатели реагируют не только и не столько на торговые марки, сколько на характеристики и цену устройств».