«Почта России» создает крупную IT-компанию

Продвигать на рынке ее услуги будет непросто, считают эксперты
У «Почты России» есть шанс занять нишу на рынке IT-аутсорсинга / Евгений Разумный / Ведомости

«Почта России» создала инжиниринговую компанию «Почта сервис», рассказал «Ведомостям» ее представитель. До конца года в эту компанию переведут часть IT-специалистов, будет и дополнительный набор персонала – штат новой структуры составит 3600 человек. «Почта сервис» будет заниматься обслуживанием многочисленного компьютерного оборудования и IT-инфраструктуры почты, рассказывает собеседник «Ведомостей»: «Почта России» управляет 42 000 отделений, каждое из которых подключено к корпоративной сети, установленные там компьютеры связаны с почтовыми IT-системами. В отделениях установлена различная техника – весоизмерительное оборудование, камеры видеонаблюдения, системы доступа, банковские терминалы для оплаты товаров и услуг, контрольно-кассовая техника. Все это нуждается в быстром и качественном обслуживании».

Сейчас обслуживанием 900 000 единиц этой техники занимаются частично региональные подрядчики, частично сотрудники различных подразделений «Почты России». Новая компания должна взять эту работу на себя, таким образом, «Почта России» надеется сократить расходы на поддержку IT-инфраструктуры за счет сокращения платежей сторонним организациям, отмечает ее представитель: «Кроме того, централизация процессов в одной компании позволит гибче решать задачи по техническому обслуживанию и ремонту».

«В будущем также планируется выйти на внешний сервисный рынок и составить конкуренцию существующим игрокам», – рассказывает заместитель гендиректора «Почты России» по информационным технологиям Владимир Савкин.

На 2018–2021 гг. «Почта России» законтрактовала у сторонних подрядчиков услуги по обслуживанию оконечного оборудования – компьютеров, электронных весов, камер видеонаблюдения и проч. – почти на 10 млрд руб., рассказали в «Почте России». Сторонние исполнители будут заменяться «Почта сервисом» по мере истечения сроков договоров. Когда обслуживанием займется «дочка» «Почты России», расходы по этой статье могут сократиться на 15–20%, рассчитывают в компании.

«Почта сервис» – не первый опыт инсорсинга (т. е. вывода тех или иных функций в отдельную компанию). В 2016 г. «Почта России» создала дочернюю компанию «Почтатех», которая создает программное обеспечение – как для внутренних IT-систем почты, так и для ее клиентов (это, например, мобильное приложение «Почты России», позволяющее, в частности, отслеживать отправления, вызывать курьеров, получать информацию о работе почтовых отделений).

Управлять подобными сервисами централизованно, а не через разных подрядчиков лучше, считает вице-президент по технологиям МТС Павел Воронин: «Это позволит стандартизировать процессы и, как следствие, имеет потенциал экономии средств». Он напоминает, что инсорсинг используют и другие крупные российские компании – например, IT-инфраструктуру Сбербанка обслуживает «Сбертех».

Примеры того, как компании отказываются от IT-аутсорсинга и начинают строить и обслуживать высокотехнологичную инфраструктуру своими силами, в России есть. В ноябре прошлого года «Вымпелком» объявил об отказе от услуг Huawei и Nokia по проектированию, строительству и мониторингу работы сотовой сети, а также ключевых элементов инфраструктуры (коммутаторов, сервисных платформ и проч.). В ходе подготовки контракта с ними, заключенного в 2017 г., его бюджет оценивался в 37,5 млрд руб., писал ранее РБК. При этом стоимость обслуживания сети самой компанией с привлечением подрядчиков в тот же срок – пять лет – оценивалась в 48 млрд руб. Но в итоге оператора не устроила скорость реализации дополнительных работ – все работы вне контракта предусматривали отдельное согласование, объяснял ранее «Ведомостям» представитель «Вымпелкома».

«Среди плюсов инсорсинга IT-инфраструктуры можно выделить более четкое понимание того, какие именно системы выгодно поддерживать, высокую скорость коммуникации между бизнес-подразделениями и четкий контроль расходов, – говорит руководитель направления «Поддержка системного ПО» компании КРОК Дмитрий Емельянов. – В числе минусов – более сложный контроль качества выполнения задач. На специализированную аутсорсинговую компанию можно наложить штраф за невыполнение договоренностей о качестве оказания услуг. Подобного рычага давления на собственный инсорсинг, как правило, у компаний нет. Будет ли эффективна IT-поддержка силами инсорсинга конкретно в «Почте России» – зависит от того, как организация выстроит рабочие процессы и контроль качества».

Выход на рынок услуг для сторонних клиентов для инсорсинговой компании может быть непрост, считает Емельянов: «Обычно клиентами таких поставщиков услуг становятся другие дочерние предприятия материнского холдинга, но никак не внешние организации. Дело в том, что чаще всего у инсорсинговых компаний выше себестоимость, поэтому им сложнее конкурировать со специализированными IT-аутсорсерами».

«У «Почты России» есть шанс занять нишу на рынке IT-аутсорсинга – этому может способствовать ее гигантский географический охват, – считает президент ассоциации «Руссофт» Валентин Макаров. – Но не секрет, что качество уже оказываемых почтой услуг не всегда устраивает клиентов. Если компания будет оказывать IT-услуги такого же качества, заказчики вряд ли согласятся за них платить».

«Однозначный ответ относительно успешности инсорсеров на внешнем рынке дать сложно – они создают продукт для материнской компании, который, возможно, не всегда будет востребован рынком, так как полностью адаптирован для работы только одной компании, – говорит директор по сервисам в ГК Softline Олег Тремзин. – Внутреннего инсорсера бывает сложно заставить идти на рынок зарабатывать деньги – для этого ему придется разрабатывать новые продукты, конкурировать с интеграторами и специализированными IT-компаниями».

«Предлагать такой сервис сторонним заказчикам не перспективно», – отмечает Воронин.