«Связной» намерен заняться доставкой товаров сторонних интернет-магазинов

Но на падающем рынке сети салонов связи будет нелегко конкурировать с крупными игроками
Для «Связного» этот бизнес непрофильный, поэтому стать заметным сильным игроком у компании вряд ли получится/ Андрей Гордеев / Ведомости

О том, что «Связной» будет активно развиваться как фулфилмент-оператор, выдающий заказанные в сторонних онлайн-магазинах товары, «Ведомостям» рассказал представитель компании. До этого «Связной» тестировал это направление, работая с ограниченным числом партнеров, поясняет он. «На текущий момент мы уже обеспечиваем доставку порядка 100 000 посылок в месяц и до конца года планируем масштабироваться до 1 млн посылок в месяц, а это более 150 млн руб. оборота», – отметил собеседник. Он добавил, что компания оказывает услуги сортировки, хранения, упаковки и страховки грузов, обработки возвратного потока, смс-информирования и приема наложенных платежей.

Основной бизнес «Связного» составляют продажи мобильных устройств, но этот сегмент рынка сужается. По словам источника «Ведомостей» среди дистрибуторов электроники, в денежном выражении в марте 2022 г. ввоз в Россию смартфонов упал более чем в 4 раза (или более чем на 75%) по отношению к показателям прошлого года, ноутбуков и планшетов – чуть более чем в 2 раза. «Это не совсем так – ввоз упал на 95%, мобильные устройства, как и планшеты, в марте в страну практически не ввозили», – говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но в течение нескольких месяцев поставки из-за рубежа должны восстановиться, считает он.

Решение активно заниматься фулфилментом напрямую не связано с сокращением продаж электроники, настаивает представитель «Связного». «Текущие реалии мы считаем отличной возможностью для увеличения объемов и помощи компаниям на рынке в сокращении костов», – добавил он.

В 2021 г. выручка группы «Связной» снизилась до 101 млрд руб., годом ранее она составляла 114,3 млрд руб. Представитель «Связного» на момент сдачи материала не прокомментировал вопрос «Ведомостей» о долговой нагрузке ритейлера.

Что такое «Связной»

«Связной» основан Максимом Ноготковым в 1995 г. В 2014 г. на фоне проблем с погашением долгов основной кредитор Ноготкова, «Онэксим» Михаила Прохорова, переуступил долг в $130 млн основателя «Связного» группе Solvers Олега Малиса, брат которого Александр в тот момент был президентом основного конкурента ритейлера – «Евросети». В 2018 г. две сети были объединены. 25% в новой компании получил «Мегафон», а основным акционером объединенной компании стала группа SLV Олега Малиса. 

По словам представителя сети, использовать для фулфилмента планируется существующую инфраструктуру «Связного» – 2500 салонов связи в 1100 населенных пунктах, а также восемь складов. На складах для обслуживания партнеров ритейлер готов выделить до 30% площадей, говорит собеседник. Стоимость доставки одной посылки– 100–700 руб. в зависимости от региона, наиболее дорогая доставка – Дальний Восток, уточнил он. «Например, для Москвы действует тариф 120 руб. без НДС за груз весом 2 кг, для Санкт-Петербурга – 155 руб. без НДС», – отметил представитель «Связного».

Но выполнить заявленный прогноз в 1 млн посылок в месяц и занять значительную долю на рынке компании будет непросто, считают опрошенные «Ведомостями» эксперты.

С начала года российский рынок онлайн-торговли сократился не менее чем на 25%, отмечает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. По его словам, сокращение рынка произошло из-за фактического прекращения поставок в Россию из-за рубежа с началом специальной военной операции на Украине. Импорт до последнего времени составлял до 80% оборота в онлайн-торговле, говорит Иванов. «В данный момент его фактически нет, а магазинами реализуются складские запасы», – добавил президент НАДТ. «Вряд ли на этом рынке будет возможность привлечь такое большое число клиентов. Здесь уже присутствует много игроков, это СДЭК, PickPoint, Boxberry, Ozon, Wildberries, «Почта России» и др. Чем «Связной» планирует так удивить, чтобы клиенты всех этих сервисов перешли к нему?» – спрашивает эксперт.

«Логистика является интересным рынком, но здесь уже есть крупные игроки. Для «Связного» этот бизнес непрофильный, поэтому стать заметным сильным игроком у компании вряд ли получится», – согласен с Ивановым Муртазин. По его оценке, с одной доставки компания сможет зарабатывать 20–25 руб., а в квартал, считает эксперт, ритейлеру реально удастся осуществлять до 120 000 доставок. Таким образом, реальный доход ритейлера от этого направления в ближайшее время вряд ли превысит 3 млн руб. в квартал, считает Муртазин.

Доставка одного отправления на рынке стоит в пределах 150–200 руб., отмечает Иванов, добавляя, что чем больше точек у компании на одной территории, тем эта стоимость будет ниже. Поэтому в Москве, где салонов «Связного» больше, стоимость доставки у ритейлера меньше, чем, например, в Петербурге, поясняет он. В целом же в день на рынке доставляется порядка 3 млн посылок, это 90 млн отправлений в месяц, оценил Иванов. 1 млн посылок, которые рассчитывает доставлять «Связной» в месяц, это довольно небольшой объем, считает эксперт. «Но, учитывая плотную конкуренцию в доставке, побороться за долю в 1% рынка ритейлеру будет непросто», – резюмировал он.