В России зафиксировали рекордное падение продаж новых смартфонов

По разным оценкам, показатель достиг минимума за последние 5–10 лет
Показатели продаж, которые наблюдались в 2017–2021 гг., достигнуты не будут/ Максим Стулов / Ведомости

О том, что продажи новых смартфонов во II квартале 2022 г. оказались минимальными за последние пять лет, «Ведомостям» рассказали в пресс-службе «Билайна». С такой оценкой согласился и представитель другого крупного мобильного оператора – Tele2.

Источник, близкий к одному из операторов, назвал квартальные продажи новых смартфонов «самыми низкими за десятилетие». В рублях же этот показатель, по его оценке, снизился «до уровня пандемийного 2020 года».

По данным собеседника издания, в 2022 г. в России было продано порядка 5,7 млн новых смартфонов и обычных сотовых телефонов на общую сумму 105 млрд руб. Эти показатели сопоставимы с данными «Билайна» и МТС. По оценкам этих операторов, с апреля по июнь в России было продано порядка 4,5 млн смартфонов на 103 млрд руб.

«По оценкам аналитиков МТС, продажи смартфонов в России во II квартале 2022 г. упали на 30% в штуках и рублях по отношению к аналогичному периоду прошлого года», – сообщил представитель оператора.

О снижении продаж новых смартфонов сообщили также представители других операторов. Так, в сети «Мегафона» продажи новых смартфонов в штуках сократились на 17% по отношению к показателям II квартала прошлого года, сообщил «Ведомостям» директор по продажам оператора Давид Борзилов. Финансовых показателей он не привел. В сети Tele2 фиксируют сокращение продаж новых смартфонов на 23% в штуках и на 12% в деньгах.

Как отмечают в Tele2, рекордно низкие показатели II квартала отчасти объясняются еще и сезонностью спроса, который в это время ниже, чем во втором полугодии. «В этом году на сезонность наложились и экономические факторы», – отметил представитель компании. Обвал продаж связан «со снижением спроса», в частности, на такие бренды, как Apple и Samsung, предполагает представитель «Билайна». При этом продажи смартфонов Xiaomi и Realme, напротив, растут по отношению к прошлому году, добавил он.

Россияне стали отдавать предпочтение китайским брендам смартфонов, подтверждает представитель «М.видео-Эльдорадо». «Две трети приобретенных россиянами устройств в апреле – июне – это смартфоны китайских брендов. Годом ранее этот показатель был на уровне 50%», – отметил он. Однако, по его словам, говорить о долгосрочных изменениях в трендах преждевременно. В пресс-службе другого крупного продавца смартфонов, «Связного», отказались от комментариев.

Мобильные операторы совокупно осуществляют «чуть менее 50%» всех продаж мобильных телефонов в стране, операторская розница превышает 15 000 салонов по всей стране, оценивает основатель агентства Telecom Daily Денис Кусков. МТС развивает порядка 5500 салонов, «Мегафон» – более 4500 точек, у «Билайна» 3100 магазинов, у Tele2 – 2800. Совокупно это гораздо больше, чем сети сторонних ритейлеров или же монобрендовых салонов, добавил он.

Сокращение спроса на смартфоны опрошенные «Ведомостями» аналитики связывают со снижением реальных доходов населения и подорожанием смартфонов. «Покупательная способность, геополитика, страх за будущее – все это не способствует покупке айфона более чем за 100 000 руб.», – констатирует руководитель агентства Content Review Сергей Половников. «Вместо покупки потребители предпочитают продлевать срок службы своих смартфонов», – добавляет Кусков. Помимо того, в магазинах, несмотря на параллельный импорт, сократился ассортимент продаваемых гаджетов, говорит он. Все это привело к росту рынка подержанных устройств, резюмирует Кусков, этот сегмент с начала года вырос как минимум на 50%.

Например, продажу подержанных или восстановленных смартфонов в июле запустила сеть «М.видео». В апреле это направление открыли у себя «Мегафон» и «Яндекс.Маркет», а с осени 2020 г. его развивает и «Связной».

Таким образом, показатели продаж, которые наблюдались в 2017–2021 гг., «когда ежегодно в стране продавалось по 28–30 млн смартфонов», достигнуты не будут, заключил эксперт. Однако пока что говорить о дефиците устройств преждевременно, так как сегодня в России можно купить «абсолютно любой смартфон», считает Половников. «Были бы деньги. А дефицит, напомню, это когда деньги есть, а товаров нет. Когда товары есть, а денег нет – это нищета», – заключил он.