Продажи умных колонок выросли вдвое за 2022 год

На спрос повлияли расширение функциональности и разнообразие бюджетных версий устройств
Максим Стулов / Ведомости

Популярность умных колонок с голосовым помощником продолжает расти. По итогам 2022 г. количество проданных в России устройств составило порядка 3 млн шт., что в 2,3 раза больше, чем годом ранее, и в 6 раз – по сравнению с 2020 г., сообщил «Ведомостям» руководитель бизнес-юнита «Развлечения и гаджеты» группы «М.видео-Эльдорадо» Сергей Сухоруков. При этом около трети всех проданных устройств россияне приобрели в декабре, уточнил он.

Оценку рынка в 3 млн шт. подтвердил замдиректора по стратегическому развитию группы «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий.

За 12 месяцев 2022 г. средний чек на умную колонку был на уровне 8000 руб., в декабре – примерно 7500 руб., сказал Сухоруков. Таким образом, объем продаж в этом сегменте рынка электроники в деньгах составил порядка 24 млрд руб., уточнил он. По оценке Солтицкого, российский рынок умных колонок можно оценить в 20–25 млрд руб.

Топ-5 самых популярных моделей умных колонок составили устройства от «Яндекса», уточнил Сухоруков. С ним согласен Солтицкий: по оценке «F+ tech-Марвел», доля «Яндекса» на рынке составила 89%, еще 9% пришлось на VK, за ними следуют «Сбер» (1%) и остальные бренды (1%).

Существенный рост продаж этого товара фиксируют и другие игроки на рынке. В частности, на Ozon штучные продажи умных колонок выросли вдвое по сравнению с предыдущим годом, а в «Ситилинке» – в 1,5 раза в денежном выражении, рассказали представители компаний. Средняя стоимость устройств в категории в «Ситилинке» увеличилась на 15%, что связано преимущественно с появлением новинок у «Яндекса» в прошлом году, уточнил руководитель группы закупок аксессуаров и сетевого оборудования «Ситилинка» Денис Чернов.

Представитель «Яндекс.Маркета» сообщил, что продажи умных колонок в денежном выражении по итогам 2022 г. выросли более чем в 4 раза.

Продажи устройств росли и в рознице операторов. Представитель Tele2 рассказал, что умные колонки стали самой быстрорастущей категорией в 2022 г. и их продажи поднялись в 5 раз в штуках (+390%) и более чем втрое в денежном эквиваленте (+218%). У МТС продажи в 2022 г. по сравнению с 2021 г. выросли на 45% в штуках, у «Мегафона» – на 24%, у «Билайна» – на 10% в деньгах, рассказали представители операторов.

Высоким спросом пользовались устройства от «Яндекса», JBL и Xiaomi, причем более 90% продаж пришлось на российский бренд, рассказал директор по продажам «Мегафона» Давид Борзилов. Их покупали для того, чтобы включать и выключать свет, регулировать температуру в помещении, привел примеры топ-менеджер.

За счет стремительного роста продаж «Яндексу» за 2022 г. удалось реализовать более 2 млн «Яндекс Станций», говорит руководитель «Алисы» и умных устройств «Яндекса» Сергей Мельник. Он ожидает, что продажи продолжат увеличиваться, но темпы будут снижаться по мере насыщения рынка. Но в ближайший год-два процент роста будет выражаться в двузначных числах, добавил Мельник. Аудитория умных устройств VK за прошлый год выросла приблизительно в 2,5 раза, рассказал коммерческий директор направления «Умные устройства» в VK Павел Королев.

Высокая доля рынка «Яндекса» объясняется тем, что компания активно продает колонку в составе пакета с подпиской, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Проблема производителей умных колонок по всему миру заключается в том, что их достаточно тяжело монетизировать, а «Яндекс» нашел самое оптимальное решение, продавая устройство в качестве дополнительной опции к развитию экосистемы», – объясняет он. Совокупное количество действующих колонок Бурмистров оценивает приблизительно в 5 млн шт. К концу 2023 г., по его прогнозам, оно может вырасти до 9–9,5 млн шт.

Умная колонка в России постепенно становится полноценным элементом умного дома, но пока спрос на нее формируется за счет активного продвижения от местных IT-гигантов – «Яндекса», VK и «Сбера», чем и объясняется такой рост продаж в прошлом году, говорит аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Хотя на рынке уже есть полнофункциональные устройства (так называемые центры управления умным домом), которые интегрируются в домашнюю экосистему гаджетов, но умная колонка, по сути, выполняет функцию «головы», из которой подаются команды другим подключенным к сети умным приборам.

Рост продаж умных колонок закономерен, соглашается основатель Just AI Кирилл Петров. По его словам, российский рынок в отличие, например, от американского пока далек от насыщения – он не так давно пережил фазу, когда подобные гаджеты выбирали только гики и продвинутые пользователи, а сейчас на них сформировался массовый спрос.

В основе интереса к колонкам лежит несколько факторов, указывает Петров. Во-первых, девайс относительно недорогой и популярен в качестве подарка, например детям на праздники, говорит он. Во-вторых, постоянно расширяется функциональность колонок, растет их качество и увеличивается количество доступных через устройства сервисов.

В-третьих, активная работа производителей с ритейлом и продвижение привели к тому, что практически в любом гипермаркете электроники или на онлайн-маркетплейсе представлен широкий ассортимент подобных гаджетов. Наконец, на продажах сказалось снижение цены из-за высокой конкуренции между компаниями. В последний год на рынке появились устройства в ценовом диапазоне 3000–5000 руб. («Яндекс Станция лайт», «VK Капсула нео» и др.), что делает этот продукт доступным для массового рынка, говорит Петров.