Россияне перестали бояться и полюбили устройства для умного дома

Этому способствовала дешевизна китайских товаров в этом сегменте
Несмотря на рост продаж, процент проникновения потребительских IoT-устройств (интернет вещей) в России по-прежнему несравним с Европой и США/ Евгений Разумный / Ведомости

Наибольшим спросом в сегменте пользовались колонки с голосовыми помощниками и роботы-пылесосы, рассказал замдиректора компании «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий. Популярность этих двух товаров, по его словам, объясняется тем, что их функциональность и сценарии использования наиболее понятны потребителю. Более того, по итогам 2022 г. роботы-пылесосы заняли более 40% всего рынка пылесосов в денежном выражении, отметил Солтицкий.

Также среди наиболее популярных товаров оказались умные розетки (розетка с модулем беспроводной связи, способная включаться и выключаться автоматически или по команде со смартфона), пульты для дистанционного управления, осветительные приборы и шторы, а также комплексные системы безопасности, включающие датчики движения, дыма, протечки воды и видеокамеры, добавили представители «М.видео-Эльдорадо» и Ozon. Но в нынешних реалиях умный дом это скорее маркетинговый термин, чем общепринятый список конкретных категорий, замечает Солтицкий.

Сейчас в этой категории представлены в основном товары китайских производителей, например Aqara, Xiaomi, Hiper и Digma. Российские компании в сегменте представлены в основном умными колонками «Яндекса» и VK. Их популярность также заметно возросла за 2022 г., сообщали «Ведомости» 26 января 2023 г.: в зависимости от площадок и торговых сетей продажи выросли в диапазоне от 1,5 до 5 раз.

Продажи умных устройств выросли и в рознице операторов, а также на маркетплейсах. Представители МТС и Tele2 рассказали, что продажи товаров умного дома в 2022 г. увеличились в 2 раза в количественном выражении. У «Билайна» прирост продаж в этой категории товаров год к году составил 21%, у «Мегафона» – 10%, уточнили представители операторов. Самый заметный рост продаж у маркетплейса Wildberries – в 3,3 раза.

Но в рублевом выражении рынок в 2022 г. рос не так активно. По оценке Солтицкого – примерно на 30% к 2021 г. По итогам 2022 г. объем рынка составил приблизительно 100 млрд руб., оценил эксперт. Такие устройства за последний год стали функционально доступнее и дешевле, отмечает директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников.

Дело в том, что из-за ухода ряда зарубежных игроков доля китайских товаров в сегменте выросла, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Они широко представлены в массовом сегменте. Умных гаджетов от китайских производителей действительно стало больше, но важно подчеркнуть, что это не только товары «базовых версий» и «первой цены», замечает Солтицкий. Китайские бренды, по его словам, широко представлены и в высокотехнологичных сегментах, таких как премиальные многофункциональные роботы-пылесосы.

Помимо продаж в официальных магазинах электроники и рознице операторов связи россияне по привычке покупают товары на AliExpress, замечает Колесников. А этот канал не стоит игнорировать, так как по нему осуществляется порядка 80% продаж всех товаров для умного дома, допускает он. Поэтому рынок гораздо больше и оценить конкретные темпы роста достаточно сложно, говорит эксперт.

Драйверы активного проникновения устройств для умного дома – тренд на цифровизацию и автоматизацию домашнего пространства, усиление его энергоэффективности и безопасности, стабильная ситуация с доступом к ассортименту, а также широкий выбор колонок с функцией центра управления элементами умного дома и бытовой техникой, перечисляет руководитель профильного департамента «М.видео-Эльдорадо» Сергей Сухоруков.

Рост рынка также связан с активным вводом нового жилья в первом полугодии 2022 г., добавляет Бурмистров. Впрочем, спрос на устройства для умного дома – это общемировой тренд, замечает он. Особенно заметен рост сегмента умных колонок, которые являются одним из ключевых инструментов управления умным домом, уточнил эксперт.

Несмотря на рост продаж, процент проникновения потребительских IoT-устройств (интернет вещей) в России по-прежнему несравним с Европой и США, замечает R&D-директор студии notAnotherOne (занималась разработкой дизайна умной колонки «Яндекса») Алексей Пышкин. По данным Edison Research, в III квартале 2022 г. умные колонки были как минимум в 35% американских домохозяйствах, для России данный показатель был меньше 4%.

Рост рынка устройств для умного дома продолжится в этом году, ожидает Колесников. На это будет влиять принятие осенью прошлого года международного стандарта Matter (подключение с открытым исходным кодом для IoT, который позволит объединять устройства разных производителей в единую бесшовную сеть). Он снизит стоимость производства устройств и упростит их совместимость, заключил эксперт.