Минцифры разрабатывает законопроект о запрете спам-обзвонов

Такая мера может лишить операторов связи нескольких сотен миллионов рублей в месяц
Евгений Разумный / Ведомости

О том что Минцифры уже разрабатывает законопроект, запрещающий телефонные спам-обзвоны, рассказал на форуме «Телеком будущего 2024» агентства Telecom Daily министр Максут Шадаев. Он пояснил, что речь идет о запрете рекламных обзвонов, особенно тех, которые делаются роботами. Суть законопроекта будет заключаться в том, что операторы связи не будут пропускать спам-звонки на свою сеть, сообщил журналистам Шадаев в кулуарах форума. Но ответственность за пропуск таких звонков пока не определена, добавил он.

Операторы могут определять спам-обзвоны по аномально большому потоку трафика, исходящему из одного источника, например с конкретных номеров, говорит генеральный директор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Сами операторы уже видят такой трафик и могут не пропускать его на свою сеть, но остается проблема обмена информацией о спам-обзвонах с коллегами по рынку, продолжает он. Требование о таком обмене может быть прописано в законопроекте Минцифры, допускает аналитик.

С технической точки зрения определение и блокировка спам-обзвонов аналогична работе операторов по предотвращению мошеннических звонков, говорит Анкилов. Но технологически невозможно отделить спам-обзвон от мошеннического, так как по многим статистическим паттернам эти группы схожи, отмечает представитель «Мегафона».

Объемы как спам-звонков, так и телефонного мошенничества остаются на стабильно высоком уровне, обращает внимание эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов. Если судить по пользователям приложения Kaspersky Who Calls, то в 2023 г. 43% пользователей получили звонки с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество, рассказал он. С различными спам-звонками в 2023 г. сталкивались 94% пользователей, добавил представитель компании. «Лаборатория Касперского» не раскрывает количество пользователей сервиса, но об аудитории можно судить по магазинам приложений: в App Store у приложения 37 000 отзывов, в Google Play – 3,8 млн.

Внедрение системы блокировки массовых спам-обзвонов потребует значительных инвестиций в развитие технологий и инфраструктуры, обратил внимание представитель «Билайна». Но компания считает это важным вложением в безопасность и удовлетворенность клиентов, добавил он. Потенциально разработка и внедрение подобной технологии будет требовать существенных инвестиций, как финансовых, так и кадровых, соглашается Голованов.

Модель регулирования может быть аналогичной той, которая уже существует в отношении sms-рассылок, считает представитель Tele2. Это предполагает, что «прозвонщики» должны выйти из серой зоны, иметь прозрачные гражданско-правовые отношения с операторами связи и обеспечить согласие абонента на получение голосовой информации. Операторы связи, в свою очередь, должны обладать правом блокировать те спам-прозвоны, которые осуществляются без соблюдения таких требований, добавил собеседник.

В то же время у готовящегося законопроекта есть и обратная сторона. Речь идет о том, что телекомоператорам придется ограничивать продажи услуг голосовой связи для маркетинговых целей. Операторы связи за отдельную плату разрешают отдельным компаниям, например медклиникам, риелторам и т. п., совершать звонки с предложением своих услуг. Со вступлением в силу закона, по оценкам генерального директора Telecom Daily Дениса Кускова, операторы связи могут недополучать от пропуска таких звонков до сотен миллионов рублей в месяц.

Вряд ли подобный законопроект положительно скажется на деятельности компаний, которые предоставляют услуги роботизированного обзвона, согласен начальник управления цифровой криминалистики и киберразведки Angara Security Никита Леокумович. Поэтому будут предприниматься попытки обойти запрет и увести часть своего бизнеса в серую зону, предупреждает он.

В целом инициативу по блокировке спам-обзвонов можно назвать положительной, полагает аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Проблема должна решаться не только на локальном уровне (оператор и его абоненты), но и на федеральном или институциональном – между регуляторами и участниками рынка, говорит он. Как пример положительного взаимодействия можно назвать работы системы «Антифрод», которая позволяет бороться с мошенническими звонками.

Сейчас уже более 90% операторов подключились к платформе и она позволяет блокировать по 1,5–2 млн звонков с подменных номеров ежедневно, сказал Шадаев. В теории в существующую систему можно добавить функционал по блокировке спама, считает источник «Ведомостей» в одном из банков. «Система «Антифрод» успешно борется с подменой номера, которую используют мошенники для обмана. Поэтому если спамеры будут звонить с подменой номера, чего они обычно не делают, потому что они не мошенники и у них цель иная, то «Антифрод» сможет отличить спам-обзвоны», – рассуждает собеседник.

В то же время важно, чтобы запрет не коснулся нормальных звонков, например когда банки звонят клиентам для подтверждения транзакции, говорит источник.

Представитель МТС воздержался от комментариев.