Эван Шпигель: «Мне очень-очень повезло. А жизнь несправедлива»

Эван Шпигель – сооснователь IT-стартапа, который оценен в $18 млрд, а начался с инвестиций в $0,5 млн
Сооснователь IT-стартапа Snapchat Эван Шпигель/ AP

Эван Шпигель прославился три года назад тем, что отказал самому Марку Цукербергу. В 2013 г. создатель Facebook хотел купить за $3 млрд его стартап Snapchat – фотовидеомессенджер, сообщения в котором исчезают через считанные секунды. Шпигель был прав. Сейчас оценка компании – $18 млрд. Впечатляющая сумма для стартапа, который еще несколько лет назад не зарабатывал ни гроша, а в 2015 г. сумел получить $59 млн выручки.

Золотой мальчик

Шпигель появился на свет 4 июня 1990 г. в весьма богатой семье. Его мама Мелисса известна как самая молодая выпускница юридической школы Гарварда, пишет интернет-ресурс Cnet. Она работает партнером юрфирмы Pillsbury, Madison & Sutro. Забеременев, бросает карьеру ради воспитания детей, добавляет LA Weekly. Отец Джон, партнер юрфирмы Munger, Tolles & Olson, в 2006 г. получает доход более $3 млн в год.

Семья живет в районе Пасифик-Палисейдс на западе Лос-Анджелеса. По элитности он соперничает с Беверли-Хиллз, но, кстати, ближе к пляжам. Дом куплен за $2 млн, еще $1 млн потрачен на ремонт в 2000 г. У семьи пять люксовых машин, в том числе три Lexus и отреставрированный Mustang 1966 г. За обучение Эвана и двух его младших сестер Лорен и Каролины в Школе искусств и наук Crossroads семья платит по $75 000 в год. В их жизни есть теннисный и яхт-клубы, личный шеф-повар, регулярные путешествия, от Европы до Багам, катание на сноубордах с вертолета в Канаде. Домашнее хозяйство долгие годы было возложено на экономку.

Однако жизнь детей состоит не только из развлечений. Много времени уходит на учебу и волонтерскую работу. Кроме школы дети занимаются с репетиторами за $250 в час и в различных кружках. Так, летом 2005 г. 15-летнего Эвана записывают сразу на два курса в Колледж искусств и дизайна Отиса. Огромное впечатление на него производит графический дизайн.

Чтобы дети понимали, насколько хорошо им живется, каждое Рождество отец берет их с собой на раздачу бесплатной еды нуждающимся, пишет LA Weekly. А в рамках программы церкви в Беверли-Хиллз, прихожанами которой они являются, семья ездит в Мексику строить дома беднякам.

В четвертом классе Шпигель становится жертвой жестокого обращения со стороны некоторых одноклассников. За него горой встает отец – образует школьный отцовский совет. Благодаря разъяснительной работе с отпрысками все трения со сверстниками остаются в прошлом.

Кинотеатр в подвале

Большинство знающих Шпигеля людей отзываются о нем как о весьма уравновешенном, приятном и амбициозном молодом человеке, сообщает Cnet. Но его сильно портит денежный вопрос: чем старше он становится, тем больше тратит. Когда отец выказывает недовольство, сын отстаивает свое право на роскошь – горячо и очень аргументированно. «Ты можешь осуждать мою любовь к материальным объектам (вроде машин), но подумай о том, как самому тебе нравятся наушники Bose» – такое письмо он пишет отцу в феврале 2008 г., в возрасте 17 лет. И тут же просит подарить ему новую машину.

Кстати, школа не разрешает Эвану пользоваться парковкой. Но рядом со школой есть недвижимость компании Southern California Edison, бывшего клиента отца. Тот поднимает связи и договаривается, чтобы Шпигелю-младшему выделили парковочное место.

Конец 2000-х становится непростым временем для семьи. После 20 лет брака отец и мать в апреле 2007 г. объявляют, что расстаются. Бракоразводная тяжба двух профессиональных юристов растягивается на несколько лет.

Отец покупает за $3,3–4,25 млн (разные СМИ дают разные оценки) дом в четырех кварталах от семейного жилья. И дает сыну карт-бланш на его обустройство. Правда, под присмотром дизайнера Грега Гранде, работавшего в том числе над сериалом «Друзья».

В комнате Шпигеля-сына появляется огромная кровать, обтянутая белой кожей; венецианская штукатурка; свободно перемещающиеся книжные полки; навороченный компьютер; два дизайнерских рабочих кресла и сделанные на заказ шкафы. В подвале устроен кинотеатр с 8-футовым экраном, который можно программировать из спальни. Как грустно замечает мама в материалах к судебному иску, у нее кинотеатра нет, так что Шпигель перестает метаться между родителями и начинает постоянно жить в доме отца. Но недолго.

Папа, дай BMW!

Когда сынок просит BMW 535i за $75 000 взамен двухлетнего Cadillac Escalade, который был куплен новым за $56 000, терпению отца приходит конец. Напрасно Шпигель-младший доказывает, что ему нужна машина поменьше и не такая прожорливая, так как приходится много ездить в городе. Не помогает даже обещание экономить, отказавшись от покупки предметов искусства и путешествий.

На тот момент отец выдает сыну на личные расходы $250 в неделю и однажды получает целую смету, доказывающую, что нужно минимум $1992 в месяц. Самыми большими расходами в ней числятся бензин – $512, еда – $400 в будни и столько же в выходные, одежда – $350 и развлечения – $200 с пометкой «эти расходы покрывают любой отдых, не оплачиваемый другим членом семьи». Да, и еще пару тысяч нужно всегда иметь под рукой, потому что «жизнь полна неожиданных трат».

После очередного жаркого спора о деньгах Эван вырезает свои изображения из семейных фото и перебирается к тому самому «другому члену семьи» – начинает жить с матерью. Которая через пару дней не покупает, но арендует ему вожделенный BMW.

Эван немедленно получает штраф за превышение скорости: 62 мили в час (почти 100 км/ч) там, где разрешено 35 миль.

Шпигель не был пай-мальчиком. В 2014 г. происходит утечка его электронных писем, отосланных еще до того, как ему исполнилось 18 лет. В них описываются противозаконные поступки, в том числе употребление наркотиков, распитие алкогольных напитков с отцом (закон запрещает пить до 21 года), допускаются расистские высказывания, упоминаются детали оргий, рассказывает Los Angeles Times.

Оргия учебе не помеха

Несмотря на бурные события в личной и семейной жизни, Шпигель отлично учится. В старших классах он занимается журналистикой и пишет статью о нетрадиционной методике преподавания математики в старших классах. «Он решил так, поскольку отнюдь не был уверен, что методика ему нравится, – вспоминает его учитель Митч Кон на страницах Cnet. – Но его мнение менялось по мере написания статьи. Он пришел к пониманию философии этого метода <...> Его статья была одной из лучших в том году».

Одно из заданий курса журналистики – продать рекламу для школьной газеты. Шпигель обходит соседей и уговаривает бизнесменов раскошелиться. Он не только перевыполняет план продаж, но и обучает сверстников, как грамотно добывать деньги у взрослых.

Такой сын таких родителей не может поступить в какой-нибудь техасский «политех». Шпигель подает документы в Стэнфорд, где его отец изучал экономику (диплом юриста он получил в Йеле). В 2008 г. Шпигель отдыхает в Праге, когда приходит радостное известие: он зачислен. Немалую роль сыграл благотворительный взнос родителей в эндаумент вуза, утверждает LA Weekly.

Окрыленный Red Bull

«Риторикой предпринимательства пронизана вся история Стэнфорда <...> Мы очарованы мифологией о предпринимателе. Человеке, который способен сочетать – изящно и естественно – жизнь и работу. Мечта которого куда больше, чем накопление богатства, мечта которого достигается через участие в потребительском обществе и создание компании». Такой доклад Шпигель читает в апреле 2013 г. на конференции Стэнфорда «Сделай себя сам» о... женщинах в бизнесе.

Шпигель делает себя сам. Его мечта в старших классах – работа на компанию Red Bull. «Я любил бренд, я любил образ жизни и фанател от напитка. Я обязан был стать его частью, – исповедовался он в докладе. – Так что я нашел друга, который знал человека из этой компании, и начал обрабатывать его на предмет работы. Я постоянно звонил, мы встречались выпить кофе, и я был согласен делать что угодно, лишь бы для Red Bull».

Мать рассказывает, что, добившись неоплачиваемой стажировки в Red Bull, ее сын штудировал маркетинг и помогал в различных проектах, связанных с компьютером и графическим дизайном. Воспоминания самого Шпигеля куда лаконичнее: «Я научился организовывать крутые вечеринки и оттянулся по полной». В 17 лет, когда ему впервые разрешили приглашать домой большие компании друзей, Шпигель организует тусовку на 300 человек, пишет LA Weekly. Веселятся так, что одной девушке приходится вызывать «скорую».

Первый блин

В Стэнфорде Шпигель никак не может определиться. Он устраивается платным стажером в компанию, занимающуюся биомедициной. Потом решает, что хочет стать учителем, и ради практики отправляется в ЮАР рассказывать студентам в Кейптауне, как устраиваться на работу. Но в конце концов выбор падает на мир компьютерных технологий. Причина тому – знакомый семьи, позволивший Эвану посещать занятия бизнес-школы Стэнфорда, и привычка Шпигеля садиться поближе к местам приглашенных спикеров, среди которых оказался Скотт Кук, владелец компании Intuit.

Шпигель упрашивает Кука взять его на работу и некоторое время трудится над проектом TxtWeb. Его идея в том, чтобы жители Индии, лишенные доступа к широкополосному интернету, получали информацию из сети по sms.

Получив опыт, Шпигель запускает собственный проект на пару с приятелем по студенческому братству Бобби Мерфи. Сайт FutureFreshman.com инструктирует, как подавать заявления руководству колледжа и отслеживать их прохождение. Если не считать родителей этих двух студентов, сайтом никто так и не заинтересовался.

Зато следующий проект, начатый весной 2011 г., срывает джекпот – пригодилось изучение дизайна продукта, которым он занимался в том числе и в Стэнфорде.

Третий лишний

Первоначальная легенда гласила, что это Шпигель решил обсудить с Мерфи идею мессенджера с исчезающими картинками. Но позже судебная тяжба нарисует совсем другую картину.

В том же студенческом братстве, что Шпигель и Мерфи, состоит и Реджи Браун. Судя по всему, именно ему приходит в голову концепция Snapchat. Все лето 2011 г. троица проводит в доме отца Шпигеля. Браун не умеет программировать, поэтому, пока два приятеля пишут код, он занимается маркетингом, написанием FAQ и других текстов, получением патента, ведет аккаунты проекта в Twitter и Facebook и заодно придумывает логотип – симпатичное привидение. В июле 2011 г. в iTunes появляется первая версия Snapchat под названием Picaboo. Мерфи и Браун разъезжаются на оставшееся от каникул время к родителям в другие города, но продолжают удаленно работать над проектом.

А в августе Брауна выкидывают из дела, жалуется он в судебном иске. После бурного обсуждения будущего проекта по телефону Шпигель бросает трубку. Сооснователи перестают отвечать на звонки Брауна, избегают личных встреч, меняют пароли к сайту и название Picaboo на Snapchat. LA Weekly утверждает, что Браун требовал себе 30% в бизнесе, а Шпигель и Мерфи посчитали, что это слишком.

Из данных Forbes можно сделать вывод, что у Шпигеля пакет больше, чем у Мерфи. В 2015 г., после всех раундов инвестирования, у Мерфи было 11%, оценивает Forbes, долю Шпигеля можно на основе сведений в публикации высчитать как почти 13%.

В 2012 г., чтобы отвязаться от Брауна, друзья нанимают юрфирму Cooley и пишут с ее помощью письмо, где грозят Брауну юридическими неприятностями. Но в следующем году уже сам Браун подает иск, претендуя на треть Snapchat. После предложения Цукерберга на кону стоит не менее $1 млрд. В сентябре 2014 г. стороны договариваются о щедрых отступных. Точная сумма не разглашается.

Успех – это удача

The New Yorker сообщает, что в феврале 2012 г. у Snapchat было 40 000 пользователей, а основатели выбрали лимит по кредиткам, чтобы оплачивать аренду серверов. В мае находится первый инвестор – Lightspeed Venture Partners вкладывает $485 000. В феврале 2013 г. найдено еще $15 млн инвестиций, оценка компании – $70 млн. В июне 2013 г. Snapchat завершает очередной раунд финансирования. Привлечено $60 млн, компания оценивается в $800 млн. В чем причина успеха?

Сам Шпигель отвечает на этот вопрос просто: «Я молодой белый образованный мужчина. Мне очень-очень повезло. А жизнь несправедлива» (цитата по LA Weekly).

Брачный контракт

Летом прошлого года 25-летний Шпигель стал героем желтой прессы из-за связи с моделью Мирандой Керр. Ей 32 года, у нее четырехлетний сын от прежнего мужа, Орландо Блума. В августе она представила Шпигеля своим родителям. В апреле этого года появилась информация, что Шпигель предложил Керр подписать брачный контракт. Это весьма предусмотрительный шаг на случай развода – состояние Керр не дотягивает и до $40 млн, а Шпигель оценивался Forbes до последней сделки в $2,1 млрд, это 854-е место среди богачей мира. В начале мая стало известно, что Шпигель купил собственный дом в Лос-Анджелесе и наконец-то съезжает от отца ради жизни с Керр.

Когда Браун, Шпигель и Мерфи обсуждали, кому может понадобиться исчезающая максимум через 10 секунд фотография, они решили: в первую очередь это нужно для пересылки эротических селфи, пишет LA Weekly. Потом подумали, что этого мало. Фотографируйте новую обувь, корчите рожи, хвастайтесь прической или пугайте пломбой на зубах, агитировали создатели Snapchat и говорили о необходимости ловить момент, фотографировать его «и самое главное – не заботиться о том, что будет дальше».

Потом Шпигель пересмотрел свои взгляды. «Вы не сможете построить бизнес на секстинге (обмен сообщениями откровенного содержания. – «Ведомости»)», – говорил он The New York Times. Исследование Университета Нью-Гемпшира показало, что только около 1% молодых пользователей Snapchat шлют изображения, которые можно счесть порнографическими. Когда осенью 2011 г. Шпигель и Мерфи анализировали статистику, они поняли, что пик сообщений приходится на интервал с 9 до 15 часов. Они сделали вывод, что школьники обмениваются снимками на уроках, а исчезающая фотография позволяет им не попасться.

«Шпигелю удалось тонко уловить потребность «миллениалов» в альтернативе Facebook. Snapchat стал антиподом соцсети Марка Цукерберга», – пишет Forbes. Успех Snapchat пытались повторить Efemr, Wickr, Wink, Blink, Glimpse, Grpyhn, Ansa, Frankly, Secret.li, Spirit, Squawk, Poke, Burn Note, Vidburn, Clipchat. Никто не преуспел, констатирует LA Weekly.

Звонил Цукерберг

В 2013 г. в Snapchat работает уже 28 человек. У него появляется офис в Венеции (штат Калифорния) – в бунгало на пляже. Шпигель к тому времени снова возвращается от матери к отцу.

Snapchat Inc.

IT-стартап Инвесторы: Benchmark, General Catalyst Partners, Lightspeed Venture Partners, Coatue Management, DST Global, Yahoo, Alibaba Group Holding и др. Оценка компании - $18 млрд. Выручка (2015 г.) - $59 млн. Мобильный мессенджер Snapchat запущен в 2011 г. Сервис позволяет пользователям обмениваться мультимедийными сообщениями, самоуничтожающимися через небольшой промежуток времени. Общий объем привлеченного финансирования по состоянию на май 2016 г. составил $2,4 млрд.

Snapchat развивается. Становится возможным прокручивать 15-секундные видео. Запускать 24-часовое слайд-шоу своего дня, которое исчезнет в полночь.

В 2013 г. 70% пользователей Snapchat, по данным WSJ, женщины. Юзеры шлют друг другу 350 млн фото в день. Эта цифра дана по информации Business Insider. Сами основатели в то время говорят о 400 млн – это столько же, сколько загружают фотографий на Facebook и Instagram вместе взятых.

Видимо, это вызывает интерес у Марка Цукерберга. В конце октября 2013 г. он предлагает купить сервис за $1 млрд с небольшим. Получает отказ и в ноябре повышает ставку до $3 млрд – и снова безрезультатно. Зато из-за этих несостоявшихся покупок Forbes меняет оценку стартапа. И Шпигель с Мерфи попадают в список миллиардеров.

В апреле 2012 г. Цукерберг уже сделал громкую покупку мессенджера – выложил $1 млрд за Instagram. Весь интернет издевался, что основатель последнего Кевин Систром нагрел владельца Facebook, всучив тому за груду денег убыточную игрушку хипстеров. Теперь тон комментариев меняется – все смеются, что Систром сильно продешевил.

Уже $18 млрд

В 2014 г. в Snapchat вложила деньги инвесткомпания DST Global, принадлежащая российскому бизнесмену Юрию Мильнеру, сообщала The Wall Street Journal. Мессенджер оценивался в $7 млрд. На днях стали известны итоги очередного раунда финансирования. Привлечено более $1,8 млрд при оценке компании в $18 млрд.

Штат Snapchat перевалил за полтысячи человек. По данным самого стартапа, во всем мире каждый день хоть одно сообщение через Snapchat посылает 100 млн человек. Его основная аудитория – 13–34-летние. У более чем 60% американцев этого возраста есть на смартфоне это приложение.

В марте этого года Snapchat впервые выбрался на 1-е место самых популярных бесплатных приложений в американском iTunes App Store. До этого он уже не раз вырывался в лидеры магазина Apple, но на рынках поменьше, например Бразилии, Франции, Канады и т. д.

При этом Snapchat только-только учится зарабатывать. Когда его хотел купить Цукерберг, чуть ли не единственным источником доходов были деньги инвесторов. С тех пор мессенджер стал активно продавать рекламу и заключил соглашения с издательствами и медиакомпаниями. Snapchat рассылает их контент, который через некоторое время исчезает с устройств пользователей. В прошлом году выручка составила $59 млн. В этом году компания надеется, что она увеличится в четыре с лишним раза до $250–300 млн.