Мост через Амур вместо российских инвесторов могут достроить китайские

Китайская часть моста в 1,9 км может быть достроена в ноябре, работы на российских 300 м еще не начаты
Мост строят второй год, но пока только китайцы свою часть (1,9 км)
Мост строят второй год, но пока только китайцы свою часть (1,9 км) / Donald Chan / Reuters

Китайский Фонд Шелкового пути ($40 млрд) в ближайшее время осуществит значительные инвестиции в России, заявил гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев. Одним из проектов станет железнодорожный мост через Амур, сообщил представитель РФПИ. Переговоры пока только идут, осторожен другой сотрудник РФПИ.

Мост строят второй год, но пока только китайцы свою часть (1,9 км). В августе China Railways заявила, что завершит работы к ноябрю, на российской стороне работы до сих пор не начаты. Бюджет российской части оценивался примерно в 10 млрд руб. Правительство поручало Минтрансу к началу мая принять меры для запуска строительства. Вице-премьер Юрий Трутнев говорил, что строительство начнется в 2015 г. и займет год-полтора.

Мост в 2,2 км соединит Транссиб с китайскими железными дорогами, сократит расстояние перевозки по направлению Москва – Хабаровск на 500 км, расходы на тонну груза – на $6. Он позволит IRC («дочка» золотодобывающего альянса Petropavlovsk) поставлять продукцию с Олекминского, Кимкано-Сутарского и Гаринского ГОКов и Дальневосточного металлургического комбината в Азию.

Мост подорожал

Амурская область переоценила стоимость коммуникации двух стран. Согласно подписанному протоколу цена двухполосного автомобильного моста Благовещенск – Хэйхэ длиной в 1 км (и еще 11 км подъездных путей) выросла с 8,2 млрд до 16 млрд руб. Федеральные средства не потребуются, заявил «Интерфаксу» врио губернатора Амурской области Александр Козлов.

Отвечает за российские 300 м моста, станцию и подъездные пути ООО «Рубикон», которое принадлежит РФПИ, Фонду развития Дальнего Востока («дочки» ВЭБа) и China Investment Corporation. Срок окупаемости – более семи лет, отмечал в августе Дмитриев. На каких условиях «Шелковый путь» войдет в проект, в РФПИ и Фонде Дальнего Востока уточнить не смогли. China Railways и подрядчик «Железнодорожная компания Тунцзян» на вопросы «Ведомостей» не ответили.

Обычно китайцы работают на условиях связанных кредитов или предоставляя проектное финансирование, но в любом случае требуют нанимать китайских же подрядчиков, рассуждает Александр Габуев из Московского центра Карнеги. Когда привлекаются китайские инвесторы, речь идет не только о деньгах, это, по сути, подряд, согласен президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев, теперь РФПИ и Фонд Дальнего Востока могут выйти из проекта моста, сделав его не китайско-российским, а китайско-китайским. Конечно, лучше, если бы справились сами, но раз уж сами не можем – видимо, лучше отдать, чем ждать, когда появятся деньги и опыт, замечает Габуев.